fbpx

Отрывок из семинара
"Как правильно подбирать педагога"

Для того, чтобы подобрать педагога, надо сначала определиться, кого Вы хотите найти. Педагоги бывают разные: не только по обучению на разных инструментах, но и по подходам, методикам преподавания, а также есть категория педагогов, которые специализируются на определенной возрастной группе. Кто-то очень хорошо работает с малышами-дошкольниками, но совершенно не умеет работать с подростками, кто-то наоборот с подростками ладит, а с детьми не умеет работать или работает только с суперталантливыми детьми и готовит их на конкурсы, а кто-то наоборот берет абсолютно всех, но уровень подготовки будет средний и т.д.

Родителям и ребенку сначала надо определиться с инструментом, со своими амбициями, выяснить, какие способности у будущего ученика и исходя из этого искать педагога.

Представьте себе, что у Вас гениальный ребенок, он попадает к суперпрофессиональному педагогу, который заставляет ребенка заниматься по 3-4 часа каждый день. А Вы на это были не готовы и обвиняете педагога, что он насилует музыкой Вашего ребенка. Ребенок это тоже впитывает через родителей, достаточно несколько раз в присутствии ребенка обсудить учителя и высказать свое недовольство, как ребенок примет Вашу позицию и перестанет воспринимать педагога всерьез. Учитель будет не в курсе, потребует еще больше заниматься и в глазах ученика станет просто монстром. Это такой пример возможных событий…

Еще один пример: ребенок обладает весьма средними способностями, но родители просто мечтают об участии в конкурсе. Педагог дает программу ребенку в соответствии с его возможностями, но родители ребенка не согласны и начинают обвинять педагога в том, что он не готовит ребенка к конкурсу…

Чтобы избежать таких ситуаций, надо разобраться, как работает и дает результаты треугольник  родитель-ученик-преподаватель.

Как педагог скажу любимую фразу и свою, и моих коллег: “Проблем с ребенком не бывает, все проблемы идут от родителей”.

Ребенок — это чистый лист, он готов впитывать все и работать в соответствии со своими возможностями. Всегда какие-нибудь трудности возникают именно со стороны родителей… Или хотят отправить на конкурс, да еще такой, что там точно ребенка со средними способностями просто заклюют. Или наоборот, суперспособных учеников не хотят отпускать на конкурс, хотя учитель настоятельно рекомендует… Детям чаще всего все равно, будут они где-то играть или нет. Все возникающие амбиции или, наоборот, их отсутствие исходят от родителей.

 

Прежде, чем искать педагога, надо определиться, на что Вы готовы.

Хотите профессиональное развитие? Тогда Вы должны быть готовы, что ребенок уже на первом году обучения будет заниматься по 40-60 минут в день под Вашим руководством. Вам придется посещать уроки с учителем хотя бы первые три месяца или полгода. В зависимости от усложнения программы будет увеличиваться и количество часов для занятий. На третьем, четвертом году обучения — минимум 2-3 часа занятий каждый день.

Я в музыкальной школе в старших классах занималась по 3 часа, а в училище искусств занималась по 5 часов каждый день, когда же ездила на мастер-курсы в Германию, приходилось заниматься в течение нескольких недель по 7-8 часов.

Это вот и есть профессиональная подготовка. И это еще не предел.

Помимо всего прочего надо понимать, что участие в конкурсах и фестивалях стоит денег. Тем более, если ребенок очень способный, то появится необходимость вывозить его за границу на конкурсы, мастер-курсы и фестивали. Оплачивать все это или из своих финансов, или же надо искать спонсоров.

Для способных детей нужны более хорошие и дорогие инструменты.

То есть если у Вас есть амбиции, что ребенок будет заниматься на хорошем уровне, то будьте готовы слушать, как ребенок занимается часами дома, будьте готовы и к финансированию поездок на конкурсы за границу, а также к финансированию более качественного инструмента.

В Германии я очень часто вижу, что чаще всего мама суперталантливого ребенка бросает работу и полностью занимается служением ребенку. Она полностью освобождает ребенка от домашней работы, от бумажных вопросов, следит за режимом занятий, за правильным питанием и т.д. Прямо как в спорте.

Но это лишь те суперталантливые дети, которые действительно становятся звездами классической сцены. Это лучшие из лучших.

Если же у Вас обычный ребенок и амбиций быть лучшими из лучших особенно нет, то опускаемся на землю и просто ищем нормального педагога.

 

Но все равно, даже нормальные смертные педагоги должны обладать следующими качествами:

  1. уметь объяснять на понятном и доступном языке каждому ребенку и взрослому. Уметь передавать свои знания, умения и навыки.
  2. уметь играть на инструменте.
  3. следить за здоровой осанкой ребенка во время игры. Это важный пункт и его цель — не навредить.
  4. учитель должен зажечь интерес к инструменту и занятиям.

Давайте пройдемся по каждому из пунктов:

1. К сожалению, я очень часто сталкиваюсь с педагогами, которые не могут объяснить элементарные вещи. Приходят дети на урок, начинаю объяснять материал, они говорят, что уже изучали это в общеобразовательной школе, но применить свои знания они не могут. Потом начинаю спрашивать, как им объясняли, и понимаю, что я уже сама запуталась. Система настолько сложная и абсолютно ненужная. И с такими сложностями мы сталкиваемся с коллегами очень часто.

Это Вы сможете сразу понять на первом уроке. Поэтому обязательно, уважаемые родители, надо ходить на первый пробный и хотя бы на первые два-три урока с ребенком и наблюдать за тем, понимает ли Ваш ребенок учителя. То, как Вы понимаете, при этом не играет роли. Важно, чтобы ребенок понимал и чтобы ему нравилось заниматься. Научите своих детей спрашивать и уточнять в том случае, если ему непонятно. Не стесняйтесь сами задавать вопросы учителю.

И вслушивайтесь, насколько понятно и доступно Вам объяснили и получили ли Вы ответ на Ваш вопрос.

 

2. Многие педагоги становятся педагогами, потому что не смогли устроиться на «игровую» должность, не взяли в оркестр, не сложилось с ансамблем… и т.д. И они вынуждены работать педагогами, хотя это совсем не их, они это совсем не любят и не умеют делать.

Поэтому первый звоночек — это если педагог сам не играет. В этом случае надо узнавать, играл ли он когда-нибудь, каких вершин достиг и есть ли у него ученики с результатами.

Уметь играть легкие песенки или играть сложные произведения на концертах для публики — это разные вещи, поэтому надо понимать, что хороший преподаватель должен играть на приличном уровне, чтобы научить кого-то играть и выигрывать на конкурсах. Тот, кто не играл на сцене и конкурсах, не может научить играть и побеждать.

Есть такие педагоги достаточно хорошего уровня, которые занимаются без инструмента, по своей методике. У меня была такая учительница, у нее в свое время была травма, но она всегда любила преподавать. Она больше не играет, но у нее были высокие результаты, множество регалий, и она очень хорошо преподает. Однозначно есть хорошие результаты и среди ее учеников, которые можно наблюдать на конкурсах.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок занимался на более или менее профессиональном уровне, то ищите педагога на конкурсах. Во многих крупных городах проводятся региональные и городские конкурсы. Информацию чаще всего можно найти в интернете или в ближайшей музыкальной школе.

Прослушайте несколько участников и подойдите к наиболее понравившимся, узнайте имя и контакт педагога. Это самый простой и эффективный путь найти достойного учителя. Другой вопрос — возьмет ли он Вашего ребенка, но, по крайней мере, Вы получите компетентную консультацию и будете знать об уровне музыкальных способностей Вашего ребенка. Притом рекомендую взять несколько контактов разных учителей и проконсультироваться у нескольких.

Чаще всего информацию об учителе можно легко найти в интернете. Сходите на концерт педагога, посмотрите, есть ли среди публики ученики, поговорите с ними, узнайте, насколько нравится заниматься, как давно учатся именно у этого педагога. Сходите на концерт учеников данного педагога, присмотритесь для начала и потом уже договаривайтесь о пробном уроке.

Если учитель не проводит концерты для учеников, то это большой минус для развития ребенка.

Так как участие в концерте — это навыки публичных выступлений, умение контролировать волнение, а также, это своего рода мотивация для занятий. Просто играть произведение для себя или готовить его на концерт — это абсолютно два разных опыта.

То, что учитель совмещает педагогическую и исполнительскую деятельность, — это вполне нормально. Но есть педагоги, которые вкладывают куда больше времени и сил в исполнительскую деятельность и часто пропускают уроки, не уделяют должного внимания ученикам. А для учеников, особенно начинающих, очень важна именно регулярность в занятиях с педагогом. Поэтому будьте внимательны и попытайтесь найти педагога без крайностей.

Из моей практики я видела музыкантов, которые умеют на профессиональном уровне играть на одном инструменте, но преподают на разных. Один знакомый кларнетист преподает и гитару, и фортепиано только потому, что у него мало учеников, желающих играть на кларнете. Надеюсь понятно, что он не может научить играть на фортепиано на таком же уровне, как профессиональный пианист.

И встречала такие случаи когда потрясающий музыкант, супер профессионал, который умеет превосходно играть на инструменте, но совершенно не умеет преподавать. Это чаще всего у супер гениальных музыкантов проявляется, так как им сложно объяснить как преодолеть техническую сложность, с которой они сами никогда не сталкивались, в силу своего врожденного таланта.

Поэтому очень важно пообщаться с учениками педагога и выяснить насколько регулярные занятия и нравится ли результат.

_________________________

3. Самый серьезный момент в процессе обучения — это правильная постановка при игре на любом инструменте и правильная осанка. На мой взгляд, это важный момент как для детей, которые станут в дальнейшем профессиональными музыкантами, так и для учеников, которые просто занимаются для себя.

Это моя больная тема в прямом и переносном значении, так как я очень часто сталкивалась с работой горе-педагогов, которые не отдают себе отчет в том, что калечат детей.

Наравне с пользой от игры на инструменте есть побочные эффекты, которые при неправильной постановке могут сильно испортить осанку ребенка и создать зажатости в корпусе и руках, а также могут вызывать сильные болевые ощущения.

Я знаю, о чем говорю, потому что в свои 33 года у меня абсолютно больная спина, и это является одной из причин того, почему я отказалась от карьеры исполнителя в оркестре. На протяжении 3-4 лет я играла с неправильной постановкой, и педагоги не соизволили исправить эти постановочные ошибки, что привело к привычке к болевым ощущениям.

Долгое время я анализировала, как исправить положение. Сейчас я держу инструмент правильно, но болевые ощущения при длительных занятиях возникают снова и снова.

Я в своей преподавательской деятельности считаю это самым первым пунктом зоны ответственности педагога. Родители приводят здоровых детей и верят, что педагог компетентен и музыка может принести только пользу.

Но я хочу Вас реально немного напугать, чтобы Вы отнеслись к вопросу подбора педагога именно по этому принципу очень серьезно.

Расскажу о двух случаях, которые меня очень сильно поразили, и я, честно говоря, вообще не понимаю, как это могут допускать родители и учителя.

Первый случай связан с моей бывшей ученицей. У нас не сложилось взаимопонимание на личном уровне. Ребенку тогда было 5 лет, и она, мягко говоря, вела себя неадекватно. А мама наблюдала, как ребенок валяется на полу и пытается играть на скрипке лежа, и ожидала от меня какой-то реакции… На что я сказала, что я не воспитатель в детском саду и не нянька в яслях, поэтому или занимайтесь воспитанием своего ребенка сами, или ищите другого педагога. Эта история случилась пару лет назад, тогда они нашли педагога в музыкальной школе. Ребенок-то сам по себе талантливый, но в то время он был абсолютно невоспитанный. Так сложились обстоятельства, что ребенок снова попал ко мне на урок спустя несколько лет.

У меня был шок, насколько можно умудриться совершенно не развить способности ребенка за два года! Девочка до сих пор не умеет настраивать инструмент, не знает ноты, хотя мы тогда уже начинали с ней изучать музыкальную теорию, играет она только по слуху и только легкие песни, которые по уровню она уже играла несколько лет назад! И что самое ужасное — инструмент ребенок держит абсолютно неправильно, и это сильно влияет на осанку, на весь плечевой отдел корпуса. Возможно сейчас, пока ребенок еще совсем юный, последствия этого незаметны, но с возраста примерно 12 лет начинают проявляться болевые ощущения… Мне лично больно смотреть на работу таких педагогов и хочется лично встретиться и постучать им по голове.

Еще один случай был, который тоже говорит о многом. Приходилось замещать учителя в музыкальной школе в Швейцарии. Весь класс детей играет на непонятых инструментах с ужасно устаревшими приспособлениями. На сегодняшний день есть столько разных примочек для более удобной игры на инструменте, что этим просто грех не пользоваться!

Если посмотреть внимательно на фотографию Паганини, то увидим, насколько он весь кривой и косой стоит со скрипкой, а это потому, что в то время не было тех приспособлений, которые сейчас можно приобрести по доступной цене абсолютно каждому человеку.

Мама одной из учениц спросила у меня, может ли она остаться на уроке, и до того, как ребенок начал играть, мама поведала, что у ребенка сильные болевые ощущения в шейном отделе. Она спросила, могу ли я подсказать что-то относительно постановки.

Как только ее дочь — очень высокая, худощавая девочка с длинной шеей — взяла инструмент, мне стало очевидно, что их преподаватель просто кретин.

Ребенок играет с приспособлением, которое использовалось в 50-60 годы прошлого столетия, когда был кризис с материалами и не было такого шикарного выбора, как сейчас. Где вообще откопали этот раритет — непонятно!

Как выяснилось, педагог тоже раритетный, ему за 70 лет. Скорее всего, ему просто «всё равно на всё», человек явно с тех самых 50-х годов не проходил никаких курсов повышения квалификации и преподает по тем же стандартам и сегодня. Сколько он загубил осанок, можно только предположить!

Я подсказала, где и что приобрести, чтобы ребенку было удобно играть. Но на самом деле самая лучшая рекомендация в данном случае — просто бежать от этого педагога.

Правильная постановка — это залог здоровья, это залог развития, свободы движений, это перспективы технического оснащения.

Поэтому очень-очень рекомендую обратить на это внимание при выборе педагога.

Например, во время посещения детского концерта обратите на это внимание. Насколько легко дети двигаются во время игры, как держатся на сцене — зажато или раскованно. Это все говорит об уровне подготовки и о внимательности педагога в отношении правильного распределения усилий, избавления от зажатостей и проявления заботы к здоровью учащегося.

И еще одна была история: очень способный ученик пришел ко мне достаточно зажатый и с большим пятном на шее. Скорее всего Вы слышали про “засосы” на шеях скрипачей. И многие считают это нормальным, хотя опять же — это устаревший стереотип, который, к сожалению, до сих пор присутствует в жизни скрипачей. Ранее этот ученик занимался у студентки, которая прилично развила его музыкальные способности, потому что парень в принципе одаренный, но вот в плане постановки она просто не знала, как правильно делать.

После интенсивных занятий над постановкой (примерно через пол года) пятно, которое периодически покрывалось прыщами из-за интенсивного контакта кожи с инструментом и давало сильные болевые ощущения, практически полностью исчезло. Хотя ученик стал за это время заниматься на скрипке больше, чем до того, как попал ко мне в класс.

К чему я это рассказываю. К тому, что весьма-весьма редко можно встретить студента, который может хорошо и качественно преподавать. Знаний хватает, но нет опыта. И если Вы готовы отдать своего ребенка, как подопытного кролика, то смело можете отдавать его на обучение студенту. Да, чаще всего студенты берут за уроки значительно меньше, чем раскрученные специалисты, но качество будет соответствовать цене. И вдобавок ко всему нет гарантий, что студент после окончания вуза останется в этом городе и вам не придется искать нового педагога. А смена педагога — это снова время на поиски педагога и привыкание к методике нового человека.

Кто со мной не согласен, просто вспомните себя, когда после получения диплома Вы выходили на работу. Сравните себя в первые годы работы и сейчас… То же самое происходит со студентами в музыкальной области. Вне зависимости оттого, сколько лет играешь на инструменте, надо учиться преподавать другим, а для этого надо на ком-то практиковаться.

Поэтому очень важно узнать, есть ли ученики у педагога, и узнать их уровень подготовки. Не рекомендую экспериментировать и отправлять своего ребенка к педагогу, у которого Ваш ребенок будет одним из первых учеников.

Во-первых, есть риск, что не научит, а во-вторых, если это частный педагог, то скорее всего у ученика не будет возможности играть на концертах.

У меня в классе все ученики друг друга знают, часто играют вместе в ансамблях, слушают друг друга на классных концертах, поддерживают и учатся друг у друга. И это нормальное творческое движение. А если педагог не предлагает никакой возможности концертной деятельности для детей, то ребенок лишается возможности получения навыка выступления перед публикой. А это навык, который очень важен и во время обучения в школе, и в институте, и в работе тоже. И концерты — это очень хороший мотиватор как для детей, так и для родителей.

 

4. И последний пункт — зажечь интерес у учащегося. Педагог должен зажигать ребенка, чтобы у него загорались глаза. Это Вы можете распознать на первых 2-3 уроках. Внимательно ли слушает ребенок, следит ли с любопытством или просто отсиживает часы, как и в обычной общеобразовательной школе.

Как я уже говорила, есть педагоги, которые хорошо работают с маленькими детьми, но не умеют работать со взрослыми.

Вполне возможно, что со временем выяснится, что ребенок больше не хочет заниматься. Одной из причин может быть или неправильно подобранная программа, или же просто пришло время менять учителя на педагога другого уровня.

У меня была такая ситуация в училище искусств. Учительница в музыкальной школе была на очень хорошем уровне, но когда к ней же я попала уже в Училище искусств, то для меня стало очевидным, что она сильно уступает другим педагогам. И тут мои родители стали говорить мне, что это неправильно — бросать педагога, который ко мне так хорошо относится и дал мне дорогу в музыку. После моей истерики, что я практически готова наглотаться таблеток, потому что на кону мое будущее развитие в профессии,.. родители уступили и помогли мне перейти к другому педагогу. Со скандалом, но тем не менее я попала к лучшему учителю в училище, и она же потом помогла мне уехать в Германию. Если бы я осталась у той учительницы, как того требовали этические соображения моих родителей, то я бы не стала тем, кем я стала, и вообще скорее всего бросила бы музыку, как и многие ее ученики.

В данном случае очень важно вовремя отреагировать и понять причину того, почему ребенок хочет бросить. Не может быть такого, что ребенок охотно занимался, а потом внезапно ему стало скучно. Значит, есть определенные причины. Но это мы уже разбирали в другом разделе. Коротко напомню.

Это могут быть четыре причины:

  • система образования не подходит,
  • метод преподавания конкретного педагога больше не подходит, то есть ученик перерос эту методику,
  • программа на данный момент времени не соответствует,
  • не правильно выбран инструмент.

Кстати, у меня тоже есть история относительно неподходящей программы.

В третьем классе я хотела бросить заниматься скрипкой. Но мама сообразила и уговорила меня доучиться до конца года, а сама тут же побежала к учителю узнавать, в чем причина. Выяснилось, что меня достали эти гаммы и этюды, которые нам приходилось мусолить к техническому зачету. В результате учительница быстро сориентировалась, подобрала интересную для меня программу, а я в итоге передумала уходить. Хотя намерения были серьезные.

Когда мне говорят: столько людей ненавидят музыку и все равно занимаются… Люди просто не искали причины, почему не нравится и как это можно исправить!

 

Какие рекомендации будут по поиску педагога:

  • Поспрашивать знакомых, кто может посоветовать педагога, у которого уже учится ребенок знакомых.
  • Посетить концерты педагога или его/ее учеников.
  • Если хотите занятий на высоком уровне, то можно поискать педагога на городских и региональных конкурсах.
  • Иногда помогает почитать отзывы в интернете.
  • Сходить на консультацию к нескольким педагогам и остановиться на том, кто действительно увлечет ребенка и покажется более компетентным. И иногда не стоит смотреть на цену. Можно как «задешево» найти хорошего педагога, так и «задорого» найти человека, которому нельзя доверять своего ребенка!

Если учитель настолько строгий, что позволяет себе унижать ребенка словесно и применяет силу (бьет по пальцам или раздает подзатыльники), то я считаю, что это не педагог.

Нормальный педагог должен обладать силой слова и убеждения. Должен уметь объяснять и мотивировать. Если педагог применяет как моральную, так и физическую силу против ученика, значит, или ему не нравится его работа, или просто отголоски старых устоев советского времени, когда это было позволительно, до сих пор остались в методике педагога. Согласны ли Вы, чтобы Вашего ребенка били?

Я категорически против таких приемов преподавания. Поэтому:

  • Обращаем внимание, насколько ответственно педагог относится к постановке рук и держанию инструмента (будь то флейта, валторна или виолончель). Элементарно педагог должен об этом говорить и ребенку и Вам. И надо наблюдать дома, чтобы ребенок стоял или сидел за инструментом ровно и двигался во время игры легко и раскрепощённо.
  • Находим учеников данного учителя, присматриваемся к их игре и расспрашиваем, как давно занимается ученик, насколько нравится заниматься и как часто учитель присутствует на уроках (или же находится на постоянных гастролях).