fbpx

УРОК ТЕОРИИ МУЗЫКИ

По просьбам участников делаю дополнительный урок.

Сегодня поговорим:

— о музыкальных жанрах,
— как формируются названия музыкальных произведений
— как обозначается и определяется темп музыкального произведения.

 

Начнем с музыкальных жанров.

Так как музыка долгое время была в подчинении у слова, то безусловно чувствуется большая связь с литературой.
Музыкальные произведения также, как и литературные делятся на разные жанры.

Произведения бывают короткие, в музыке они называются миниатюрами.
Примерно произведения от 1 до 7 минут считается миниатюрным. Такие произведения похожи на литературные короткие рассказы или повести, где рассказывается маленькая история чаще всего одного героя.

К таким музыкальным жанрам относятся все барочные танцы:

  • менуэт, лувр, гавот, куранта, хорнпайп, чакона, лур, жига, алеманда и тд. Все эти танцы имеют свою страну происхождения. Но часто композиторы объединяли многие из этих танцев в один цикл, который называется сюитой.

Это тоже самое, что рассказы Бунина, которые не являются продолжением друг друга, но объединены в одну книгу.

Сюиты — это тоже барочное определение цикла произведений, состоящее из множества частей. С одной стороны сюита — это предшественница сонаты, о ней мы поговорим чуть позже, потому что она относится к крупной форме. А с другой стороны сюита — это предшественница циклов произведений. Например, вокальные циклы тоже можно назвать своего рода сюитами.

К миниатюрам относятся такие жанры как:

  • этюд, каприс, прелюдия, рапсодия, ноктюрн, баллада, серенада, скерцо. Эти жанры больше относятся к эпохе Романтизма, хотя некоторые из них имеют корни из эпохи Барокко.

Фуга, инвенции и канон тоже считаются миниатюрными жанрами. Но также они могут быть основой для части крупного произведения. То есть фуга, инвенция и канон — это не только название жанра произведения, но это и форма изложения материала.
То есть фугу можно встретить в части симфонического произведения. Такое впечатление, что одни голоса повторяют за другим, как бы вторят первому.

Фуга

Послушайте это произведение и постарайтесь каждый раз слышать начало темы, которое подключает новый голос и создает объем произведения. В произведении много раз повторяется одно и то же только в разных регистрах и от разных нот.

 

Инвенция

Инвенция бывают двух и трехголосные.
Выше пример двухголосной инвенции. То есть одновременно звучат два голоса. И один вступает с той же темой, что и первый голос на несколько тактов позже.

 

Канон

На протяжении всего произведения мелодия первых двух тактов повторяется. И на нее накладывается тематическая импровизация. Но основа темы остается неизменной.

______________

Второй тип произведений — это миниатюры, объединенные в один цикл или в один сборник произведений.

И здесь я бы разделила циклы на две категории.

  • Миниатюры в цикле не имеют общую идею, а просто объединены под номерами и попали из-за своей последовательности в одну циклическую группу. Например, Шуберт циклы вокальных пьес или Вальсы Шопена. По жанру мы определяем все произведения Шопена в один сборник и получается цикл вальсов Шопена. Хотя произведения могут быть изначально написаны в разное время и иметь разный характер, посвящаться разным людям и так далее.
    Пример: Шуберт вокальный цикл «Зимний путь» состоит из 24 песен.
  • миниатюры в цикле, которые объединены в общую идею и сюжетную линию. К таким объединениям я бы отнесла балет. Балет состоит из множества коротких номеров, объединенных общей сюжетной линией.
    Изначально балет и был танцевальной сюитой. Позже уже получил развитие и появилась потребность в сюжетной линии и так балет стал полноценным представителем крупной формы.

_____________________

Произведения крупной формы. Напоминает литературные жанры, такие как поэмы, роман, эпопея…

Музыкальные жанры, относящиеся к крупной форме считаются:

  • концерты, симфонии, оратории, оперетты, оперы, балеты, сюиты, сонаты.

Здесь произведения делятся на категории по составу исполнителей.

____________

Симфонии — это произведения только для симфонического оркестра. Первые симфонии начали писать во времена Классицизма. Первые оркестры были маленькие — малый оркестр Гайдна состоял всего из 50 музыкантов.

Пример звучания малого симфонического оркестра Гайдна.

Уже начиная с Бетховена появился большой симфонический оркестр. Вполне возможно, кстати, что из-за своей глухоты он его и изобрел. В большом симфоническом оркестре состав доходил до 110 музыкантов.

Пример Большого симфонического оркестра.

Симфонии состоят обычно из 3-4 частей. У Шуберта есть симфония, состоящая из двух частей. Хотя она считается завершенным произведением, за необычность формы ее прозвали “Неоконченной”.

«Неоконченная симфония»

____________

Жанр Концерта

Концерты бывают как для одного солирующего инструмента или голоса, так и для группы солирующих инструментов или голосов.
Существуют современные концерты для симфонического оркестра и не музыкального инструмента, например как концерт для пишущей машинки с оркестром Лероя Андерсона.

Концерт для не музыкального инструмента и оркестра

Барочные концерты. Мы слушали Вивальди, Баха — это обязательно маленький состав оркестра от 12 до 20 музыкантов. В наше время такой оркестр называется камерным оркестром. То есть маленький, мобильный состав, который поместится в любом зале.
Вивальди активно работал в жанре концерта. Начиная с эпохи Классицизма практически у всех ведущих композиторов есть хотя бы несколько концертов для солирующего инструмента и оркестра.

Пример барочного концерта.

__________________

Оратория, оперетта, опера — это полноценный состав оркестра и обязательно вокальные солисты и хор.

Различия только в том, что оратория до эпохи Классицизма была церковная. В эпоху Классицизма появилась еще и светская оратория. В эпоху Романтизма практически не писали в этом жанре, он уже считался устаревшим. То есть это в основном оратории написаны по евангельским сюжетам. Мы также слушали светскую ораторию “Времена года” и “Сотворение мира” Гайдна. Это вершина жанра, как светской оратории.

В оратории оркестр сидит на сцене. Оратория состоит из нескольких разделов. Но сами разделы довольно массивные и крупные. Каждая часть длится примерно 20-30 минут. То есть это уже произведение не состоит из миниатюр.

Оратория Гайдна “Сотворение мира”
Программное произведение на библейский сюжет. Делится на тематические разделы. Оркестр сидит на сцене. Участвует хор и солисты.

И церковная оратория очень похожа на Реквием или Мессу. Только оратория — это про жизнь святых или самого Иисуса Христа. А Месса — это заупокойное богослужение. Там тоже присутствуют религиозные тексты. И в Мессе части довольно короткие. Везде прослеживается сюжетная линия.

Реквием Верди один из лучших примеров мессы. Обратите внимание как в описании делятся части. У каждой части есть название и если посмотреть по времени, то по сравнению с ораторией части значительно короче, но их много.

___________

Оперетта и опера — это светские жанры. Оркестр располагается в оркестровой яме. На сцене происходит костюмированное сценическое действие. Актеры являются также и певцами. В операх и опереттах используются арии (когда поет один солист), речитативные арии (вместо вокала, речевая декламация), дуэты, трио, квартеты, хор женский, мужской и смешанный.

Рекомендую посмотреть фильм про оперу “Травиату”.

К операм, также как и к балетам существует либретто, по которым и пишется музыка и по которым делается постановка спектакля, то есть самой оперы или балета.
____________

Жанр Балета

В балете тоже происходит костюмированное сценическое действие, также оркестр находится в оркестровой яме. Но только нет хора и вообще это немой спектакль без слов. Все действия показаны танцем героев постановки и сопровождаются яркой эмоциональной музыкой. В балете очень важен синтез движения и музыки. Они друг друга дополняют.

Балеты и оперы делятся на действия и сцены. Между действиями делаются паузы, называются антрактами. Эти паузы нужны не только публике, чтобы отдохнуть и перекусить в буфете, но и для смены декораций и для отдыха исполнителей.

Балет Щелкунчик Чайковского. В самом начале видно где располагается оркестр.

_____________

Сюита, как мы уже говорили, изначально был сборником танцевальных пьес. Позже сюиту использовали, как форму изложения материала.

Например: Партиты и сонаты для скрипки соло Баха написаны в форме сюиты, хотя в названии это не указано. Каждая часть имеет название танцевального жанра.

И.С.Бах Партита Nr.3
В описании указаны части партиты (сюиты).

Или Баха сюиты для камерного состава. Самые известные части из сюит Nr.3 Ария Баха и Бадинейра из сюиты Nr.2. Это части часто исполняются отдельно от всей сюиты.

Сюита Nr.3

На минуте 7.40 начинается Ария Баха.
Всегда этот жанр писался для солиста или маленького, камерного состава исполнителей.

Сюита Nr.2 Бадинейра начинается на 18 минуте

_____________

Сонаты

Этот жанр подразумевает соло или только камерный состав инструментов.
Сольные сонаты для фортепиано или сонаты для скрипки и фортепиано, сонаты для трио виолончель, скрипка и фортепиано или сонаты для скрипки и гитары, как у Паганини, например.
Состоят из нескольких частей, обычно это 3 или 4 части.

Соната для скрипки и фортепиано Камиля Сен-Санса

___________

КВАРТЕТ

Классический струнный квартет подразумевает состав: две скрипки, альт и виолончель. Произведения состоят обычно из 3 или 4 частей. Квартет — это как камерный оркестр в миниатюре.

________________

 

Как формируется название музыкальных произведений?

Есть три способа:

  • по названию жанра.
    Пример: Вальс, скерцо, прелюдия и фуга (подразумевает две части, вступительную прелюдию и центральную часть — фугу), этюд или каприс, концерт для скрипки с оркестром. В каком жанре произведение изложено, так оно и называется.
  • Программное название. Например название у цикла произведений общее и каждое отдельное произведение имеет свое название и несет свою смысловую нагрузку. Цикл вокальных пьес Шумана или Шуберта имеет общее название, но также каждая отдельная пьеса цикла имеет свое название.

Или как у Вивальди “Времена года” — это название цикла концертов. Каждый концерт имеет свое название — “Лето”, “Зима”, “Весна” или “Осень”… И каждый концерт делится на части и эти части концерта определены темповым названием.

Поэтому получается такое название:

Концерт “Времена года”  “Лето” и указана одна только часть, например Presto (что означает в переводе — очень быстро). Или может быть указано название части, но это редко, хотя, как раз у Вивальди часть произведения получила дополнительное название. Самая знаменитая часть концерт “Лето” из цикла концертов “Времена года” имеет свое название — “Шторм”.

_______________

ВАЖНО! Так как произведение опубликовано в определенный год, не написано, а именно опубликовано, то добавляется еще и номер опуса издания. Опус упорядочивает все публикации, как в самой редакции, так и в творчестве конкретного композитора.
И каждое произведение имеет свою тональность. Ее тоже указывают.

Во-первых, чтобы до прослушивания уже настроиться на восприятие тональности.

Во- вторых, часто встречаются похожие названия у одного и того же композитора и произведения опубликованы в одном и том же опусе в том же издании и только по тональности, можно определить про какое конкретно произведение идет речь. Например, в вальсах или полонезах Шопена указание тональности является неотъемлемой частью названия произведения.

Тональности бывают мажорные и минорные.

Условно
Мажорные тональности — это более жизнеутверждающее, позитивное звучание.

Минорные тональности — задумчивое, печальное, грустное звучание.
Но характер произведения состоит не только от тональности, но и от темпа, динамики и штрихов.

Мажорные и минорные тональности отличаются построением. В мажорной тональности в основе трезвучия лежит большая и малая терция, в миноре наоборот — малая терция и большая. Для новичков это сложно понять, поэтому будет записано дополнительное видео со звучанием разных тональностей, где Вы сможете услышать эту разницу.

В быстром темпе минорная тональность может звучать героически и с надрывом или наоборот обреченно и подавлено. И в мажорной тональности может быть медленная и размеренная музыка. То есть нет такого определения, что грустная музыка- это только минор.

Еще в названии может быть указана нумерация.
Нумерацию не всегда делает сам композитор, чаще всего после публикации дается произведению номер. И иногда бывает так, что произведение под номером 1, написано в конце жизни, а произведения из юношеского периода опубликовано после смерти композитора и получило номер 5 или 8. Некоторые произведения Шопена так и опубликованы.

___________________

  • А также некоторые композиторы были довольно ленивыми и просто не давали названия своим произведениям, а давали им определение темпа.
    Так за ними и закрепились такие названия, как аллегро (Аллегро Фиокко приходит в голову), Адажио (Адажио Альбинони), Анданте (у Моцарта)…

Адажио Альбинони

Анданте Моцарта

Аллегро Фиокко

Или отдельные части симфонии стали более знамениты, чем все произведение и исполняются не полностью, а только отдельно.
В каждой части симфонии указан темп и если одна из частей исполняется отдельно, то она называется по темповому указателю.

Например,
Малер симфония Nr.5, Adagietto (это вторая часть симфонии)

______________

Почти всегда к названию добавляется темповый указатель и тональность.

Последовательность записи названия произведения:

— имя композитора
— жанр произведения.
— название цикла или программное название если оно есть
— номер произведения,
— темповое название произведения или его конкретной части
— номер части произведения
— указывается тональность
— добавляется опус редакции.

Каждое темповое название имеет определенную шкалу движения. Названия происходят из итальянского языка. Движение считается ударами в минуту. Есть специальный музыкальный прибор, отсчитывающий эти удары, называется метроном.

Медленные темпы:

grave — тяжеловесно, важно — менее 40 ударов
lento — медленно, протяжно — 40-55 ударов
largo — широко — 45-60 ударов
adagio — медленно, плавно — 66-67 ударов

Умеренные темпы:

andante — не спеша, спокойно — 76-84
andantino — неторопливо — 84-108
sostenuto — сдержано
moderato — умеренно — 108 — 120
allegretto — оживленно

Быстрые темпы:

allegro — скоро — 120-168
vivo — живо
vivace — живо — 150-170
presto — быстро — 168 — 200
prestissimo — очень быстро — больше 200

__________________

То есть эти названия указываются как в миниатюрных произведения, так и в частях крупных произведений для того, чтобы музыканты знали в каком темпе играть ту или иную тему. В течение части произведения может происходить смена темпа и это все указывается в нотах.

__________________

Какие существуют музыкальные формы?

  • Одночастная — когда тема не меняется.
    Тема А
    По такому принципу писали частушки и простые народные песни. Пример: “Во поле березка стояла”.
    В классической музыке первый пример, который приходит — Анданте Моцарта, которое он написал в 5 лет.
  • двухчастная — это куплетная форма, где присутствует запев и припев. А А1 (тема повторяется с минимальными изменениями)
    или А В (Исполняются две абсолютно разные темы)
  • трехчастная — АВА АВА1 (потому что концовка почти всегда другая) или АВС — это когда три темы используется.
  • Сложная трехчастная форма А трио А или А эпизод А1
    Рондо — в переводе означает круг. АВ АС АD …
    вариации — тема с вариациями — это 24 каприс Паганини
    Вначале идеи тема и потом многочисленные вариации на эту темы.
  • Сонатная форма — состоит из трех больших разделов. Каждый раздел состоит из смысловых партий.

Три раздела: Экспозиции Разработка Реприза

Экспозиция состоит из:

главной, побочной, связующей и заключительной партии

Разработка состоит из:

контрастной темы или из сплетения тем из первого раздела, создается конфликт.

Реприза состоит из:
главной, побочной, связующей и заключительной партии плюс кода.(завершение)

__________________

Напишите свои вопросы. Что понятно и интересно, а что нет.

Жду Ваших комментариев.