fbpx

О том, как устроиться в Германии на работу в музыкальную школу

В личку поступил вопрос от коллеги:⠀

— Возможно ли найти работу преподавателем в музыкальной школе в Германии?

Я сразу поняла, что ответом в двух словах не обойтись и надо писать пост.

Итак …⠀

За всю Германию отвечать не могу, я училась и проживала только на Юге, в земле Баден-Вюртемберг. Эта земля по уровню жизни считается второй после Байерна.

Разговаривая с коллегами из других регионов, я не раз убеждалась, что зарплаты в музыкальных школах в каждой земле сильно различаются,  как и условия приема на работу, а также требования самих работодателей. Насколько просто получить работу в Ганновере, Мюнхене или Берлине, я не знаю. Но на Юге Германии получить место „человеку с улицы“ в музыкальной школе практически нереально.

Во-первых, здесь шикарные природные и погодные условия, поэтому в эту местность стремятся приехать все, кому не лень. А тут совсем рядом Франция и Швейцария, которые обеспечивают сильный культурный обмен и, на первый взгляд, создают больше перспектив. В-третьих, бешеная конкуренция из-за высокого уровня подготовки студентов высших школ музыки. Вокруг масса студентов, которые также хотят получить работу.

В музыкальной школе за последние 10-15 лет ситуация сильно поменялась в худшую сторону. Зарплаты особо не повышаются, а на работу на постоянной основе берут в очень редких случаях. В основном учителя работают на договорной, контрактной основе.

Если даже стоит объявление о вакансии на полставки или полную занятость, то, скорее всего, это место уже выписано под конкретного человека. Вероятность того, что человек с улицы, даже если он эксперт с большим опытом работы и хорошими результатами учеников, получит это место, практически равна нулю. В некоторых случаях музыкальные школы даже не соизволят отправить ответ и, уж тем более, пригласить на собеседование. Хотя по закону, если резюме соответствует выписанному объявлению, то на собеседование пригласить обязаны.

Пару лет назад из-за переезда в другой город мне пришлось искать работу поближе к дому. В городе проживания в музыкальной школе освободилось место преподавателя скрипки, альта и дирижера оркестра. Я несказанно обрадовалась и отправила туда резюме. В объявлении указывалось, что место будет отдано лучшему кандидату на конкурсной основе.

И что же? Меня даже не соизволили пригласить на собеседование! Хотя к моему резюме откровенно практически невозможно придраться. Его составлял немец, который принимает людей на работу и занимается непосредственно анализом резюме:)

Не приняли во внимание и мой опыт работы в музыкальной школе на протяжении 7 лет как скрипачки и единственной в школе альтистки, а также пропустили «мимо ушей» имеющийся опыт руководителя и основателя собственного струнного оркестра, которые, безусловно давали мне полное право уверенно претендовать на вакантное место. Было очевидным, что меня не пригласили просто по томй причине, что не хотели создавать конкуренцию основному кандидату.

Я задала вопрос руководству школы: «Почему моя кандидатура даже не рассматривается и почему меня не пригласили на собеседование?»

Ответ был следующий: «У нас сложилось впечатление, что Вы больше занимаетесь исполнительской деятельностью, чем преподаванием. Мы не уверены, что Вы справитесь с обязанностями».

На что я ответила:

— Конечно, Вы правы, указанные в резюме данные о том, что я работала на протяжении 7 лет в музыкальной школе того же уровня, что и Ваша, не являются показателем преподавательского опыта и интереса к преподаванию. А также ученики — лауреаты и победители на конкурсах — не являются доказательством качества работы преподавателя. И зачем педагогу уметь играть?

Я наивно полагала, что во всех нормальных учебных заведениях требуются играющие люди, а не просто приросшие к своему стулу педагоги, неспособные научить артистическим навыкам…

Такое ощущение, что мое резюме даже не читали.

И это был не единственный случай. Таких отказов у меня за последние 9 лет было около 35-40. Да и не только у меня: у многочисленных коллег неоднократно возникали такие же ситуации.

Но, тем не менее, мне все же удалось познать все прелести работы в музыкальной школе в Германии. Расскажу об этом поподробнее.

Итак, начну с того, что мне очень сильно повезло! Когда я заканчивала учебу, моя хорошая знакомая, землячка, работающая в музыкальной школе, уходила в декрет и очень хотела закрепить за собой место. Для этих целей она договорилась с директорами о том, что найдет себе замену на время декретного отпуска, а потом выйдет снова.

Директору такой расклад был на руку — не надо писать объявление и читать резюме, не нужно проводить собеседования и делать выбор из претендентов. Получалось все предельно просто: приходит человек по рекомендации, на него оформляется временная регистрация работы и… все! По такому же рекомендательному принципу спустя 7 лет я отдала ей работу в музыкальной школе обратно. У остальных экспертов просто не было шансов.

На тот момент я была на седьмом небе от счастья! Работа в музыкальных школах и в гимназии с музыкальным уклоном для эмигрантки, со средним знанием языка и практически не имеющей опыта преподавания, — это заоблачная сказка.

После того, как коллега вышла из декрета, она поняла, что вторая музыкальная школа ей не нужна: туда неудобно ездить, да и нагрузка всего-то два ученика. Тратить ради этого время на разъезды на общественном транспорте казалось абсолютно бессмысленным. А для меня было важно хоть где-то зацепиться. Так и получилось: я осталась работать там. И всего за несколько лет класс разросся до 15 учеников.

Работала я на контрактной основе, зарплата напрямую зависела от количества учеников и их посещаемости. Взносы на страховки и налоги оплачивала сама, никакого социального пакета, никакой стабильности и гарантий, все на полном энтузиазме. Ученик отказывается от уроков —  соответственно, это бьет по моему карману. Вот так и возник концепт преподавания, чтобы как можно меньше учеников пропускали уроки и бросали занятия на инструменте.

Спустя шесть лет я осмелилась и пришла за повышением зарплаты к директору. В то время мои частные уроки уже стоили на 30 процентов больше, чем неизменные тарифы на уроки в музыкальной школе. Директор щедро поднял мне зарплату… на совершеннейший мизер. Я посмотрела на него недопонимающим взглядом, на что получила ответ: «Больше не могу, по регламенту не положено. Ну Вы же должны быть довольны!»

Я улыбнулась и твердо сказала:

— У вас есть год, чтобы подумать и взять меня в штат школы на постоянную основу. Если останется эта зарплата и этот контракт, то я уйду. И Вы это прекрасно понимаете…

Через год я пришла снова. Зарплату мне подняли еще на чуть-чуть, но предложения о постоянном контракте так и не поступило. Поэтому еще через два месяца я уволилась. Директор сказал, что ему очень жаль, и в благодарность за 7 лет плодотворной работы подарил мне шампанское за 2,99 евро. Я это, конечно, пережила, но через месяц началось…

…Так как со мной ушли четыре лучших ученика, оркестр музыкальной школы резко обнищал. Новый учитель не мог быстро и качественно подготовить учеников к важному мероприятию без поддержки ведущих солистов. А бургомистр, являющийся одним из председателей музыкальной школы и слышавший нас однажды на каком-то мероприятии, как раз заявил, что хочет на предстоящем мероприятии вновь наслаждаться игрой струнного ансамбля. И тут внезапно выяснилось, что музыкальная школа готова не только платить мне приличные деньги за подготовку к мероприятию, но и согласна начислить некое вознаграждение за участие даже моим ученикам!

Через месяц ко мне в класс постучалась еще одна ученица из музыкальной школы, весьма способный ребенок. В свое время я предлагала родителям уйти из школы в частники вместе со мной, на что мама тогда махнула рукой и сказала, что ездить из-за меня 15 минут на машине в соседний город она не готова. А тут, спустя пол года с момента моего ухода, они решили бежать от нового учителя. Мы договорились, что они уходят из музыкальной школы и подписывают со мной частный договор.

Внезапно музыкальная школа засуетилась и предложила преподавать девочке дальше уже на моих условиях, но при этом оставить ученицу числиться в музыкальной школе. Так как мама девочки работает в школе, то учебному заведению было важно, чтобы ребенок преподавателя оставался в школе.

В общем, найденный компромисс меня вполне устроил: в школу родители ученицы платят те же деньги, что и раньше, а школа доплачивает мне немалую разницу. Ребенок ездит ко мне в частную студию, но числится в школе. Я получила контракт со школой на новых условиях. Разница в зарплате на момент, когда я уходила, и той, что школа платит мне сейчас, составляет более 40%… Но это все равно не постоянный договор, а частный контракт на особых условиях…

В общем, делая выводы из полученного и описанного выше опыта, можно подытожить:

— Получить место в музыкальной школе на юге Германии, не имея знакомых среди учителей или руководства, практически нереально.

— Шансов получить постоянную стабильную работу с социальным пакетом практически нет — и это скорее исключение, чем закономерность. Максимум, что может перепасть, — это договор на контрактной основе. Никаких гарантий и стабильности, никакого социального пакета.

— Зарплата в музыкальной школе не соответствует уровню зарплат других профессий, в которых необходимо длительное образование, а также значительно уступает тарифам частных уроков.

— Музыканту в Германии, чтобы быть успешным, надо или получить место в профессиональном оркестре, или делать сольную карьеру (если талант и возраст позволяют). Либо же работать на себя, давая частные уроки, либо заниматься исполнительской деятельностью на развлекательных мероприятиях. На мой взгляд, перспектив в музыкальной школе в Германии для профессионального музыканта нет.

_______________________

Скорее всего, набегут странные дамочки и будут рассказывать, что в музыкальных школах не все так плохо и есть учителя, которые работают на постоянном контракте. Да, есть, но они получили свои контракты или 20 лет назад, или относительно недавно, и (что важно!) в совсем глухой деревне, где никто, кроме них, работать не хочет. И да, безусловно, по сравнению с музыкальными школами в постсовке, в местных школах с зарплатой не все так плохо, но если посмотреть на заработок в музыкальной школе трезвым и адаптированным к местным условиям взглядом, то откровенно хочется плакать — это реальный прожиточный минимум. Мои тарифы за частные уроки практически в два раза выше!

И еще интересное наблюдение. Для того, чтобы меня стали узнавать и приходить на уроки в г. Фрайбург, мне понадобилось примерно пять лет. Когда я переехала в Лёррох, то здесь по-сарафанному радио класс набрался примерно за 1,5 — 2 года. Этому способствует обеспеченный и культурный регион и граница со Швейцарией, где тарифы за уроки в музыкальной школе практически в три раза выше, чем в музыкальной школе в Германии. Поэтому швейцарцы охотно приезжают заниматься частно в Германию по заниженным для них ценам.

Ну и мой навык преподавания, конечно, тоже не стоит на месте, за счет этого все двигается еще быстрее. А еще здесь нет особой конкуренции. Во Фрайбурге на население в 230 тыс. человек приходится высшая школа музыки, откуда ежегодно выпускаются квалифицированные специалисты, многие из которых остаются в городе и ищут работу.

Здесь же, в Лёррохе, высшей школы музыки нет, каки большого количества специалистов, конкуренция за учеников имеется в основном только с музыкальными школами. Я работаю на категорию обеспеченных людей, которые не желают отдавать своих детей в школу, а хотят получить для них индивидуальный подход конкретного учителя.

Конечно, рассчитывать, что тут все ждут экспертов из вне, не стоит. Реально за каждого ученика и за каждое приличное место работы идет жесткая борьба. Хотя, построив личную преподавательскую империю, я лично не имею права жаловаться на жизнь. Но для такого результата мне понадобилось неимоверное количество времени, а также олимпийское терпение и неугомонное стремление к саморазвитию.

Как-то так…

Поделитесь этим постом

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в vk
VK
Поделиться в pinterest
Pinterest