Часто встречаю в комментариях фразы:
«У меня нет слуха, поэтому меня не взяли в музыкальную школу».
«Мама всегда говорила, что я не музыкальная, у меня нет чувства ритма и слуха»…
Хочется спросить: а что было сделано для того, чтобы музыкальный слух появился? Разве музыкальный слух и чувство ритма являются врожденными?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала понять, что такое музыкальный слух.
Музыкальный слух — это умение соотносить высоту звука с определенным названием нот. Как это может быть врожденным?
Обычный слух врожденный, но музыкальный — нет!
Это равносильно тому, чтобы назвать врожденным умение человека ходить!
Да, в здоровом ребенке заложен потенциал для того, чтобы начать ходить, но это не означает, что таким же образом заложена в него и, к примеру, врожденная походка. Вне зависимости оттого, насколько талантлив ребенок, он никогда не сможет самостоятельно летать, как птица. В этом случае отсутствие способностей означает и абсолютное отсутствие возможностей их каким-либо образом развить, но ведь способность слышать есть у всех здоровых людей!
И когда говорят, что нет слуха для игры на инструменте,- не верьте! Когда лень что-то развивать и чем-то возиться, конечно, легче сказать, что дело безнадежное и что браться вообще не стоит.
Если человек слышит повседневные источники шума (как клаксон, сирену скорой помощи, разные голоса людей и детей), бытовые шумы (как звон бокалов и стук пальцев по клавиатуре), то можно уверенно заявлять: со слухом у него все нормально. Ведь каждый бытовой звук имеет свою высоту звучания! Хорошее доказательство этому короткое видео в конце поста.
⠀⠀
Расскажу интересный факт из моей профессиональной деятельности.
На скрипке 4 струны. Самая нижняя соответствует высоте мужского голоса, затем две струны, на высоте которых разговаривают женщины. Мужчины более монотонны, а женщины, разговаривая эмоционально, используют более широкий диапазон.
И самая высокая струна ассоциируется с голосом младенца.
Таким образом, диапазон трех струн, соответствующих мужскому и женскому голосам, мы слышим изо дня в день — дома, на улице, на работе, — а вот плачь младенца мы слышим реже, если у нас в окружении нет новорожденных. И мы реагируем на голос младенца именно потому, что он выходит за пределы нашего привычного диапазона звучания. Он, так сказать, раздражает наш слух, тем самым привлекая особое внимание.
Так вот, к чему я это все… Мои ученики успешно настраивают три струны, а вот четвертую — „струну младенца“ многим настроить трудно. Большинство поначалу просто не слышат, насколько чисто звучит этот тон.
Так что, быть может, мне следует поставить всем клеймо «глухарей» и выставить из класса? Или все-таки стоит попытаться развить то, к чему есть потенциал, но что является непознанным и непривычным? 🙂
Слух можно и нужно развивать, и в этом очень хорошо помогает классическая музыка, так как в музыке используется огромное количество разнообразных тембров, звуков и очень широкий диапазон (который значительно шире того, который мы слышим в повседневной жизни). Благодаря 10-15 минутному прослушиванию классической музыки можно поддерживать слух в более развитом состоянии долгие годы. И самое главное: музыкальный слух обязательно развивается, со временем, а вместе с ним формируется и тоже получает свое развитие музыкальный вкус.
Так что призываю всех без исключения ввести в привычку регулярные прослушивания классической музыки.
________________________
А вот и обещанное доказательство того, что практически любой звук повседневной жизни имеет свою высоту и даже можно назвать конкретную ноту, которой соответствует тот или иной звук.
https://www.youtube.com/watch?v=KHv8hHqyWQg