fbpx

Ох уж эта оркестровая жизнь…

В студенческие годы мне предложили поработать в профессиональном оркестре известного дирижера Юстуса Франца.

Я была на седьмом небе от счастья. Это были очень приличные для студента рабочие условия, а от меня же требовалось только 2 недели в месяц гастрольной работы. Тогда мне казалось, что это верх мечтаний любого музыканта.

Я поговорила со своим профессором, объяснила ситуацию, уверяя его, что отказаться от этой работы для меня равнозначно отказу от всего, в том числе и от учебы в Германии, так как в тот момент я была совершенно на мели. Спонсорские деньги заканчивались, просить заново было не совсем уместно, родители не могли оплачивать мое обучение за рубежом, моя подработка няней по контракту подходила к концу. И мне просто катастрофически срочно нужно было найти новые источники средств к существованию.

Профессор отреагировал с пониманием и пообещал помочь всем, чем может, чтобы я смогла максимально комфортно сочетать работу с учебой. Так я решилась на глобальный проект, изменивший мой профессиональный путь градусов примерно на 90 :)⠀

Уникальность этой работы состояла в том, что это был оркестр–путешественник.

В течение года давалось около 110-140 концертов в разных городах и странах. Конечно, поначалу это забавно и вызывает много восторгов, что почти каждый второй день ты находишься в новом городе, но уже через пару месяцев энтузиазм заметно спадает. Просыпаясь в очередной гостинице, ловишь себя на мысли: «А где это я вообще?».⠀

И так было не единожды и не только со мной. За завтраком часто возникал вопрос о том, в каком сейчас мы находимся городе и где предстоит играть сегодня вечером. И это совсем не обязательно был один и тот же населенный пункт.⠀

Обстановка в оркестре была неоднозначной. Какая-то часть людей поддерживала новичков, какая-то — при каждой возможности подкалывала и высмеивала. Втрое, разумеется, было малоприятно, и от таких „гнилых“ людей все старались держаться подальше.

Состав оркестра был очень многонациональный. Каждая нация создавала свои кланы. Самые крупные кланы образовали румыны и болгары, затем русскоязычные нации – украинцы, русские и белорусы кучковались вместе, держались вместе немного венгров и прибалтов. Немцев, кроме дирижера, не было ни одного, хотя оркестр родом вроде как из Германии.⠀

Персона дирижера – это удивительное сочетание мощнейшего таланта с абсолютно деспотичным характером. Он держал и до сих пор держит оркестр под жесточайшим контролем с суровой дисциплиной. Шаг вправо или влево оборачивался мгновенным расторжением договора и отправкой домой, не зависимо оттого, в какой точке мира и на каком континенте, находился в тот момент оркестр.⠀

Истории о том, что люди вылетают буквально на раз я слышала с первых дней. Мы разговорились с одним белорусом, и он поведал мне пару правил игры и рассказал одну из новейших оркестровых баек.⠀

– Знаешь, самое страшное — это первая неделя, потом дирижер к тебе привыкнет и не будет так сильно обращать внимания. Он жестко контролирует новичков, поэтому будь внимательна, выкладывайся на все сто и старайся делать все, что он говорит. Чаще смотри ему в глаза, он это любит. Он хороший профи, слышит и видит все. Постарайся слиться с толпой и не привлекать его внимание. У нас тут совсем недавно гастроли на Канарских островах были, приехали две новенькие девчонки–студентки. Их посадили на последний пульт первых скрипок. Дирижер решил начать репетицию со сложного современного произведения — там ритм такой, что просто голову сломаешь. Если ноты в первый раз видишь, то не сразу врубишься, как это играть. Вот мы полчаса репетировали и он был очень недоволен тем, как оркестр звучит, поэтому начал спрашивать по пультам. Понимаешь, да…? По пультам ни в одном оркестре мира не спрашивают из этических соображений по отношению к оркестрантам, а Юстус может себе это позволить. Начал прослушивание с последнего пульта первых скрипок. Девчонки в панике наиграли не пойми чего. Мало того, что новый коллектив и новая программа давят и обязывают, так еще и отрывок в произведении дирижер выбрал самый извращенный. В общем налажали они по полной. Из а всю историю оркестра задержались в этом музыкальном коллективе меньше всех – всего полчаса. Он выгнал их с репетиции, и организаторы в тот же день купили им билеты с Тенерифе в Германию. Так что если начнет спрашивать по пультам, то старайся играть громко и уверенно. Если играть тихо, то он начнет придираться, а это еще хуже.⠀

После такого монолога у меня свело скулы и выпучились глаза.

Я подумала: „Куда я попала? Я ведь еще студентка, у меня нет опыта в оркестре, я не умею быстро читать с листа…“  Но произносить это вслух я не стала.⠀

Многие произведения опытные оркестранты уже играли не раз. Все-таки повторить гораздо проще, чем начинать учить с нуля. Были случаи, когда за день до концерта приступали к первым репетициям произведения сразу в бешеных оригинальных темпах. Это еще та школа жизни, конечно.⠀

Но были и классные стороны. Меньше чем за год я исколесила почти 40% крупных городов Германии. Я почувствовала вкус жизни в гостиницах. Оркестр хорошо спонсировали почитатели творчества дирижера, поэтому все музыканты проживали минимум в 4-звёздочных отелях с завтраками и ужинами. Дни, когда у нас не было концертов, но мы оставались в гостиницах, пусть минимально, но все-таки оплачивались как рабочие дни. Да и проезд всегда полностью оплачивался.⠀

Русскоговорящая диаспора хорошо ладила с болгарской, часто случались веселые вечеринки и посиделки после концертов. Иногда даже они заканчивалось тем, что весь отель стоял на ушах. Но работа есть работа, и дирижера не волновало, кто там вчера перепил, недоспал или чем-то недоволен, на репетициях он традиционно сдирал со всех по 10 шкур.⠀

Моими последними гастролями с этим оркестром стала поездка в Дубровник.

В Хорватии намечался большой праздник и по этому случаю туда пригласили огромный состав оркестра из Германии. В программе была запланирована 9 симфония Бетховена, тема из 4-ой части которой является гимном объединенной Европы. Также вместе с оркестром симфонию исполнял национальный хорватский хор. Это было большое культурно–политическое событие, которое транслировали по хорватскому телевидению в прямом эфире.

Сама поездка началась со стресса. Мой поезд до аэропорта сильно задерживался, и в итоге я прибежала к стойке регистрации практически в последнюю минуту. К счастью, там стояла пара организаторов оркестра и они уговорили задержать регистрацию на самолет.⠀

Мы прилетели в обед, разместились в гостиницы. Концерт был запланирован на площади старого города Дубровника, и, так как это массово посещаемое туристами место, городские власти дали добро на проведение ночной репетиции. Мы начали репетировать в 22.00 и закончили почти в 2 часа ночи.⠀

После окончания репетиции дирижер был явно раздражен и недоволен оркестром, поэтому назначил в 7 часов утра дополнительную внеплановую репетицию в театре. Весь оркестр был в шоке. Все возмущались, но диктатура дирижера никому не давала права высказывать свое мнение. Пока мы доехали до гостиницы и улеглись спать, было уже 3 часа ночи. Тем не менее, никто не рискнул саботировать репетицию, и весь оркестр, а это около 80 человек, были на месте ровно в 7 утра, кроме одного единственного человека – самого дирижера. Он, выспавшийся и в бодром духе, пришел к 9.40. И, как ни в чем не бывало, без особых извинений, принялся привычно истязать замученных и совершенно невыспавшихся музыкантов.⠀

Эту репетицию я не забуду никогда: смешанное чувство усталости, досады, злости и, в то же время, абсолютного бессилия. Ведь никто не решался сказать ему правду о том, что так обращаться с людьми нельзя. А он всячески показывал, что он тут хозяин, что именно он здесь „заказывает музыку“, потому что он же за все это довольно-таки неплохо платит.⠀

Во время репетиции он оказался недоволен вторыми скрипками и начал спрашивать по пультам. Место само по себе было несложное, но с той злостью, с которой он говорил: „Играйте, я внимательно слушаю“, даже эти пустяковые несколько таков вызывали ужас и страх. После таких слов можно было совсем забыть даже то, как ноты читаются!

Он по традиции начал с последнего седьмого пульта.

Я сидела на втором. Глазами просматривала отрывок произведения, когда играли другие и понимала, что сыграть это смогу. И чем ближе очередь подбиралась к моему пульту, тем больше колотилось мое сердце и пламенели щеки. Страх, злость, бессилие кричали у меня внутри, но я старалась сохранять спокойствие и демонстрировать безразличие. Очередь дошла до третьего пульта. …Я понимала, что если сейчас не соберусь, то вместо прямой трансляции, буду уже сегодня вечером сидеть в моей съемной квартирке в Германии и чувствовать себя совершенно побежденной… И тут…⠀

Надеюсь Вы не заснули:)⠀

Как Вы думаете, что же произошло дальше?

Может, кто-то догадывается, чем закончилась эта история и какие изменения в жизни последовали за этим случаем?:)

Продолжение следует.

Поделитесь этим постом

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в vk
VK
Поделиться в pinterest
Pinterest