fbpx

Урок 1. Пробуждение с классической музыкой. Эдвард Григ «Утро»

Начнем с поговорки, которая идеально вписывается в наш сегодняшний урок.

“Как утро начнешь, так и день проведешь…”

Прослушивая классическую музыку после пробуждения, мы настраиваем, в первую очередь наш мозг на восприятие прекрасного. И произведение “Утро” из симфонической сюиты “Пер-Гюнт” идеально подходит именно для пробуждения, потому что в самой истории произведения заложена идея рассвета. Встает солнце, освещает светом и эта музыка ярко передает эффект пробуждения природы. И не стоит забывать, что мы также являемся частью природы.

Для того, чтобы еще более углубленно понимать тему рассвета надо познакомиться с автором произведения и понять что он пытался описать в музыке.

 

_______________

Историю произведения мы проходили в рамках бесплатной части марафона. Кто не проходил посмотрите, пожалуйста, на сайте 4ый урок и пояснение к 4 уроку в папке марафона.

А вот о самом композиторе мы с Вами немного поговорим.

 

Сначала биография композитора и потом поясню на какие факты из биографии надо особенно обратить внимание, чтобы сформировать представление о музыке.

 

Биография композитора:

177 лет назад, а именно в 1843 году в городе Берген на берегу Северного моря в Норвегии родился Эдвард Григ. Его семья была достаточно обеспеченная. Его прадед был Шотландских купцом, который некоторое время даже выполнял обязанности британского вице-консула. Отец композитора был выце-консулом в третьем поколении. 

Его мать была профессиональной пианисткой и вокалисткой. И как это было принято в аристократической семье, все дети обучались игре на музыкальных инструментах.
Первые уроки на фортепиано Эдвард Григ получил именно от мамы когда ему исполнилось всего четыре года.

В возрасте 12 лет Григ написал свое первое произведение.

А в возрасте 15 лет он поступает в Лейпцигскую консерваторию в Германии. Это был центр культуры того времени.

В возрасте 19 лет Григ заканчивает консерваторию с отличными оценками и положительными отзывами профессоров и решает вернуться на родину в родной город Берген. Но в скором времени понимает, что для развития музыкального таланта ему необходимо переезжать в центр музыкальной жизни Скандинавии в город Копенгаген.

В Копенгагене он познакомился с группой единомышленников, которые преследовали идею формирования новой национальной норвежской музыки. Было организовано музыкальное общество под названием “Эвтерпа”, целью которого было знакомить публику с национальными скандинавскими композиторами. Это очень важный момент в становлении молодого композитора. Патриотическое начало рождает в нем желание использовать в своих произведениях мотивы народной или как ее еще называют фольклорной национальной музыки. И за счет этого его музыка приобретает яркий колорит, который сильным образом отличает его произведения от произведений других европейских композиторов.

В Копенгагене Эдвард Григ встретил свою двоюродную сестру, с которой они росли вместе в Бергене. В скором времени он сделал ей предложение. Так в возрасте 24 лет он женился на двоюродной сестре, прекрасной певице, творческий союз которых просуществовал всю жизнь.

Родственники были против нетрадиционного брака и молодожены были вынуждены переехать в Осло. Год спустя у них родилась дочь, но счастье было недолгим. Девочка в возрасте одного года заболела менингитом и умерла. Больше детей в их браке не было и это очень сильно отразилось на отношениях супругов. Они были больше творческим союзом, чем семьей.

Именно в Осло была написана музыка к спектаклю Генрика Ибсена “Пер-Гюнт”. Григ был большим фанатом творчества Ибсена, поэтому когда Григу было предложено написать произведения к спектаклю, он с удовольствием согласился.

Это произведение сразу завоевало любовь зрителей и быстро слава о Григе распространилась по всей Европе. Его уже и ранее знали как талантливого композитора, но именно произведение “Пер-Гюнт” помогло Григу уверенно заявить о себе, как о крупном композиторе Романтического периода в Европе.

Когда Григу исполнилось 42 года он переезжает в виллу, построенную по его заказу недалеко от Бергена. Там он прожил более 20 лет и там же в горном массиве по его просьбе его прах был захоронен. Григ прожил интересную и творчески насыщенную жизнь. Даже до последнего момента его жизни он думал о музыке. 

По пути на музыкальный фестиваль в Лондон, Григу стало плохо, он попал в больницу и через несколько дней в возрасте 64 лет Эдвард Григ умирает.

День смерти Грига был объявлен национальным трауром в Норвегии.
Оно и понятно, Григ единственный норвежский крупный композитор эпохи Романтизма, который добился всемирной известности.
Он очень много сделал для развития культуры в целом и в том числе национальной культуры страны.

Например: 

В 1898 году Григ организовал первый в Бергене фестиваль норвежской музыки, который проводится и в наши дни.

Занимался просветительской деятельностью, выступал с отчетами о композиторах-классиках и пропагандировал творчество норвежских композиторов.
Выступал как критик и публицист.


Его патриотизм очень сильно отразился в музыке.

Во-первых, он писал музыку на норвежские национальные мотивы. 

Во вторых, он обожал природу и писал своего рода гимны норвежской природе.
То есть по сути то, что мы слышим в произведении “Утро” симфонической поэме Пер-Гюнт — это своего рода гимн норвежской природе.

Я бы даже сказала, что подобно Вивальди, который очень чутко звуками изобразил природу Итальянского озера в цикле произведений «Времена года», Григ нарисовал звуками пейзаж рассвета в Норвегии.

 

Важные моменты из биографии, которые можно очень четко проследить в музыке композитора. 

  • Очень важно, что Григ был рожден в обеспеченной семье, именно поэтому в его музыке не чувствуется надрывности, явного трагизма. В его музыке присутствует довольство жизнью и умиротворение.
  • Важным моментом является, что в семье уже был музыкант — его мама профессиональная пианистка. Она заложила главные основы пианистической игры, а также объяснила ребенку гармоническое построение. О своих первых уроках Григ писал, как о главных победах в его жизни. Это можно прочитать в автобиографической книге “Мой первый успех”.
  • Во время учебы в дрезденской консерватории он получил композиторскую базу знаний, которая на тот момент в Германии уже была ярко выражена в творчестве его современников — Листа, Шумана, Вагнера.
    Под влиянием немецких великих композиторов он нашел свой творческий путь
  • Он избрал путь просветителя классической музыки в Норвегии. Он воспевал музыкой потрясающей красоты норвежские пейзажи, увековечил в своей музыке норвежские фольклорные мотивы.

    _____________________

Я предлагаю послушать немного другую версию исполнения. Оба варианта на высоком уровне исполнения. Единственное отличие, что в данном видео добавлен эффект птиц вначале, возможно, который добавляет красочности музыке и визуальные картинки помогают воспринимать музыку ярче.

НО! По идее было бы неплохо сначала попробовать послушать музыку без изображения. И попытаться включить свое воображением и представить природу Скандинавии. Эти просторы, Северное море, горы… Услышьте пробуждение природы, тепло солнца, легкие волны, пение птиц можно услышать на последней минуте видео…Это такой нежный и певучий рассказ о живой природе, где используется много красивых эпитетов и прилагательных.

Включите фантазию и позвольте музыке унести Вас в прекрасный мир Скандинавских пейзажей.

Если фантазия не включается сама, то погуглите разные картинки скандинавских пейзажей и потом насмотревшись картинок, послушайте музыку.
________________

Рекомендую помимо простого прослушивания не забывать иногда анализировать произведения, так как мы это уже делали на первой неделе марафона. Кто не проходил, посмотрите эти первые уроки.


Анализ делаем по 5 пунктам на основе первой недели марафона.
Напомню: 

 

  1. определяем предложения, то есть музыкальные фразы. В этот раз совсем не обязательно их считать. Просто старайтесь вместе с завершением музыкальной фразы дышать. Можете прям осознанно набирать воздух во время паузы и почувствуете как Вы дышите вместе с музыкой.
  2. Ищем разделы произведения. Их будет не много. Это определяется очень просто. Если у Вас изменилось настроение или поменялся сюжет, который Вы представляли, значит скорее всего произошла смена раздела.
  3. Помним о том, что это только маленькая часть большого симфонического произведения.
  4. В плане интерпретации, я подобрала одни из лучших исполнений, имеющихся в открытом доступе. Здесь мы формируем восприятие качественного звучания. И я надеюсь, что после марафона Вы сможете отличать где хорошее качественное исполнение, а где лучше выключить произведение  с первых секунд.
  5. Помним об истории в истории. Кто, что за личность стоит за этой музыкой. Представляем как композитор видит эту картину пробуждения природы и пытается донести ее до нас не словами, а звуками…
    ______________________________

Относительно произведения Грига разобрались.

Рекомендую завтра утром повторить процедуру прослушивания музыки после пробуждения. Попробуйте послушать вторую версию. И сравнить какая лучше воспринимается. Если обе не дают эффекта, то попробуйте альтернативный вариант. 

Вполне возможно, что у Вас возникнут вопросы или какие-то моменты будут еще не совсем понятны. Смело задавайте вопросы. Но могу уже сразу сказать, очень часто на первых уроках все как-то необычно, ново и не совсем понятно.
Но после второго -третьего урока чаще всего часть вопросов решается сама по себе. 

 

Жду Ваших описаний: 

  • Как у Вас изменилось отношение к музыке когда Вы слушали произведение утром и когда Вы ознакомились с заданием урока
  • Смогли ли Вы почувствовать энергию произведения во время пробуждения?____________________________

Ссылки для прослушивания:

Первый вариант: Эдвард Григ «Утро» из симфонической поэмы «Пер-Гюнт»

Второй вариант: Эдвард Григ «Утро» из симфонической поэмы «Пер-Гюнт»

Альтернативный вариант:

Сметана симфоническая поэма «Молдау» из цикла произведений «Моя Родина»

_______________

В качестве альтернативного произведения предложу “Молдау” Сметана.


Это произведение более активное и я бы сказала, оно уже подходит больше для прослушивания за завтраком или для активных организационных моментов сутра. Однозначно пробуждает и заряжает энергией. Но вот на мой взгляд, для пробуждения намного больше подходит “Утро» из «Пер-Гюнта” Эдварда Грига.
Но можете попробовать и альтернативный вариант и потом написать свое мнение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

.

.

 

 

 

.