fbpx

УРОК 10. ПОДВЕДЕМ ИТОГИ.

Добрый день, с Вами Валерия Гляйм и это 10 урок марафона “Классическая музыка для души”

Сначала мы продолжим тему вчерашнего урока про грустные и меланхоличные произведения. Коротко расскажу про каждое произведение.
И затем мы подведем итоги марафона.

По вчерашнему заданию были вопросы. Когда плохое настроение по идее логичнее поднимать его просмотром позитивного фильма или прослушиванием веселой, энергичной музыки. 

Да, безусловно согласна и мы несколькими уроками ранее именно этим и занимались. Мы снимали стресс уходящего дня позитивной музыкой.

Но бывают такие ситуации, когда вроде бы все хорошо, но присутствует какая-то тревожность, такое давящие настроение, которое нас выбивает из рабочего состояния и ничего не радует, как-то все вокруг в сером цвете. Или вот уже на грани поплакать, но не получается выдавить из себя слезу. 

Скорее всего у каждого по-своему и такого рода ощущения сложно объяснить словами.

Но Поделюсь еще такой историей, возможно, что после нее станет понятнее о чем я и в каких ситуациях полезно послушать такую музыку.

Очень давно мечтала съездить на гору Пилатус недалеко от Люцерна с ночевкой. Там две гостиницы на высоте 2000 метров.

Муж решил сделать подарок и вот мы оказались в этой гостинице, зашли в номер я сразу подошла и присела к окну на несколько минут, чтобы насладиться этим потрясающим видом на снежные вершины. Через какое-то время муж включил телевизор и там играла Лунная соната Бетховена.

 

И у меня в ту же секунду полились ручьем слезы. Не было никакой истерики, не было никакой предпосылки… Потом когда я проанализировала всю эту ситуацию я поняла, что у меня были внутри глубоко спрятаны обиды на предыдущие отношения и соответственно тематика “Лунной сонаты” она сделала правильный точечный удар туда, где эмоции были спрятаны.

И конечно же просто организму надо было сбросить весь накопленный стресс и негатив и под таким сильным впечатлением музыка вписалась в атмосферу и проявилась таким вот эффектом. Мурашки по коже и слезы такого рода, я их называю слезы очищения или освобождения — это как раз самое яркое проявление, которое может дать прослушивание музыки.

Поэтому к моему предложению послушать музыку, когда все не так хорошо, чтобы погрузиться в эту атмосферу еще глубже, отнеситесь к этому процессу творчески. 

Возможно, когда-то спонтанно у Вас получится ощутить именно то, о чем я описываю. Но сейчас именно в рамках задания маловероятно, что получится погрузиться настолько глубоко. Но если Вы будете знать как музыка может влиять, то скорее всего у Вас получится когда-то это глубоко прочувствовать.
____________________________

Теперь переходим непосредственно к описаниям произведений.

Самуэль Барбер Адажио

Под впечатлением от прочтения поэмы Вергилия под названием “Геогрики”, которая была написана в 29 году до нашей эры, в 1936 году Барбер сочиняет струнный квартет. То есть для двух скрипок, альта и виолончели.

Весь квартет исполняется довольно редко, а вот вторая, медленная и очень эмоциональная часть становится известной всему миру и исполняется очень часто.
В поэме “Георгики” рассказывалось о земледелии, виноградстве, скотоводстве и пчеловодстве. Но скорее всего были какие-то сюжеты из жизни людей, которые подтолкнули к созданию такой трагичной и эмоциональной музыки.
Саму поэму не читала, а вот музыку исполняла. Она не может пройти мимо сердца — попадает в самую цель. 

В 2004 году по мнению слушателей BBC — это одно из самых печальных произведений классической музыки.

Для меня это рассказ старого мудрого человека, который пережил много в жизни. Это бесстрашная музыка, которая нам повествует о жизни.

В этой музыке история в истории, то о чем мы говорили в самом начале марафона.
Композитор 20 века музыкой пересказывает нам сюжет поэмы, написанной еще до нашей эры. Мы слушаем ее и понимаем ее по-своему. Мы видим в этой музыке свой сюжет. Кто-то из Вас увидел грусть, тоску, кто-то боль от потери близкого человека…
В этом классическая музыка и прекрасна — она не имеет только одного сюжета. Она живет своей жизнью и вынуждает нас фантазировать и находить в ней историю, близкую именно нам. И это замечательно, так как единственно правильного ответа для всех слушателей нет.

Барбер — Адажио для струнного

_____________________________

Следующее произведение загадочное Адажио Альбинони.
Томазо Джованни Альбинони был представителем эпохи Барокко, родился в 1671 году.

Но само Адажио Альбинони было опубликовано почти 300 лет спустя, в 1958 году.

В предисловии к публикации издатель Ремо Джадзотто написал, что восстановил произведение по маленькому фрагменту, состоящему из 4 тактов нот для скрипки и генерального баса, которые он обнаружил в Миланской библиотеке в 1940-е годы. 

Проверить музыковеда, который лучше всех разбирался в творчестве Альбинони было некому, поэтому ему поверили практически на слово.
Никаких подтверждений о том, что эту музыку сочинил действительно Альбинони кроме как записей самого Джадзотто больше нет. И сейчас очень сложно установить правду, так как во время Второй мировой войны большая часть наследия Альбинони была утрачена при бомбардировке Дрезденской государственной библиотеки.   

Многие музыкальные критики и музыковеды высказывают сомнения, что это музыка эпохи Барокко, уж слишком современные гармонии присутствуют в ней. Поэтому есть предположение, что автором является сам Ремо Джадзотто. И вполне возможно, что Альбинони прославился на весь мир произведением, которое не сочинял.

Наверное эту загадку мы уже никогда не разгадаем. Но одно абсолютно точно — эта музыка восхитительна и счастье иметь возможность ее исполнять и слушать. Когда будете в следующий раз слушать это произведение, обязательно вспомните про эту историю и попробуйте услышать старинные и современные нотки этого произведения.

Адажио Альбинони

____________________________

Лакримоза Моцарта — это одна из частей Реквиема Моцарта.
Реквием — это католическое богослужение по усопшему.
Это произведение является одним из последних произведений, которые сочинил Моцарт перед своей смертью.
Есть даже такие мистические высказывания биографов, что Моцарт догадывался о своей приближающейся смерти и написал реквием для себя.
Кстати, очень красиво этот момент обыгран в фильме про Моцарта, под названием “Amadeus”, на русском языке версия фильма называется “Амадей”.

В конце фильма перед зрителем предстает эта картинка “Лакримозы”, которая вызывает яркие эмоции. Очень рекомендую тем, кто не смотрел, посмотреть этот фильм. 


Отрывок из фильма.
Звучит «Лакримоза» Моцарта

__________________________

“Лунная соната” Бетховена

Популярное название «лунной» укрепилось за сонатой по инициативе поэта Людвига Рельштаба, который сравнил музыку первой части сонаты с пейзажем Фирвальдштетского озера в лунную ночь.

Кстати, с горы Пилатус, пейзаж гор которой меня довел до слез вместе с “Лунной сонатой” Бетховена, о котором я рассказывала ранее, тоже видно потрясающей красоты Фирвальдштатское озеро. Видимо это и есть место вдохновения для творческих людей. 

Соната была написана и посвящена Джульетте Гвиччарди — первой возлюбленной Бетховена, которая отказа Бетховену в предложении руки и сердца и предпочла выйти замуж за пустого, бездарного композитора, но весьма богатого графа — Роберта Галленберга. И в лунной сонате слышна надрывность и боль композитора.

Я рекомендую посмотреть фильм про жизнь Бетховена, называется “Бессмертная возлюбленная”.

В отрывке фильма немного по-другому изложена версия эпизода с “Лунной” сонатой, но тоже весьма интересно.
На счет исторических фактов, изложенных в фильме есть несколько спорных вопросов, но можно на них закрыть глаза, потому что в целом очень интересно построен сюжет и передана основная идея жизни Бетховена.

Отрывок из фильма «Бесмертная возлюбленная» Звучит Лунная соната Бетховена. 

___________________________

Шопен Ноктюрн до диез минор. 

В 1830 году, когда Шопену было 20 лет он сочиняет Ноктюрн до диез минор, в котором  прощается или даже лучше сказать — хоронит свою первую юношескую любовь к Констанции Гладковской.

Это что касается содержания произведения. Но также есть письменные подтверждения, которые указывают, что Шопен посвятил эту работу своей старшей сестре, Людвике Шопен: “Моей сестре Людвике в качестве упражнения перед началом изучения моего второго концерта”.

То есть по сути посвящение музыки было сестре, но внутреннее содержание рассказывает о первой любви Шопена.

Впервые это произведение было опубликовано через 26 лет после смерти композитора.

Шопен Ноктюрн до диез минор.

________________________

«Список Шиндлера» Джона Уильямса.

Музыка, написанная к одноименной исторической драме Стивена Спилберга, которая в свою очередь создана на основе романа Томаса Кенилли “Ковчег Шиндлера”

История немецкого предпринимателя Оскара Шиндлера, который прибывает в Краков по заказу нацистской Германии, чтобы организовать фабрику по производству эмалированных изделий. На средства евреев и используя их в качестве рабочей силы, завод начинает процветать и Шиндлер становится очень богатым и влиятельным человеком.

В тот момент, когда поступил приказ о ликвидации гетто, то есть полного уничтожения всех заключенных, Шиндлер превращается из предпринимателя, любящего деньги, в человека, готового спасти жизни людей.
Благодаря связямь и подкупам, ему удается спасти работников фабрики и их жен и детей. Вместе с подкупным офицером он составляет список тех, кто должен был быть перевезен на новый цех в Чехословакии. То есть это не просто список, а решение судьбы будет ли человек жить или нет.

Шиндлер теряет все свое состояние, но спасет тысячи жизней.

Именно глубокая боль человечества представлена в этой музыке.

Надо отметить, что Джон Уильямс, который является нашим современником, один из самых успешных композиторов в истории кино.
Написал музыку к таким фильмам, как “Один дома и Один дома 2, Челюсти, Супермен, Инопланетяне, Индиана Джонс, Парк Юркского периода, Звездные воины, Гарри Поттер.
Пятикратный лауреат Оскара. В том числе и за музыку к фильму “Список Шиндлера” 

Всего был номинирован на Оскар 52 раза — это второй результат за всю историю премии Оскара, его опережает только Уолт Дисней с 59 номинациями.
Джон Уильямс 4х кратный номинант премии “Золотой глобус”, три премии “Эмми” и 25 премий “Грэмми”.

Отрывок из фильма «Список Шиндлера»
____________________________________

Вивальди ария из оперы Фарнака “Хладеет в жилах кровь”

Короткий сюжет оперы, чтобы было понятно о чем поется в арии.
Фарнак — царь города Понт был побежден и был изгнан из Гераклии с женой и ребенком. Чтобы не стать добычей врагов он приказал жене убить сына и потом убить себя. Но жена не послушалась и решила спасти сына, она скрывается с ребенком прячет его в понтийском мавзолее.

Через какое-то время Фарнак встречает свою жену и обвиняет ее в неповиновении. И она решает ему солгать, что сын мертв. И в этот момент Фарнак осознает весь ужас своих действий и неизбежности ситуации и исполняет арию “ Хладеет в жилах кровь”

Со временем ария стала настолько известна, что ее исполняют не только мужским, но и женским голосом.

По моему субъективному мнению Сесилия Бартоли одна из певиц, которая лучше всех исполняет музыку Вивальди.

Текст арии
Я чувствую, как хладеет в жилах кровь,
тень моего бездыханного сына внушает мне ужас.
И, к моей великой скорби, понимаю,
как же жесток я был к душе невинной,
к сердцу души моей…


Перевод Александра Кузьмина.

«Хладеет в жилах кровь»

_________________________

Альфред Шнитке — признание в любви. 

Иногда так складывается, что одно и то же произведение получает несколько названий. Так получилось и с произведением Альфреда Шнитке.
Я думаю, что в этой музыке и так все понятно по первому названию “ Признание в любви”. Но я предлагаю Вам посмотреть отрывок из фильма “Сказка странствий”, где по названию эпизода “Полет” получило свое второе название музыка Альфреда Шнитке.

И музыка Шнитке — это действительно полет эмоций, чувств… По желанию рекомендую посмотреть фильм “Сказка странствий”.

Отрывок из фильма «Сказка странствий».
Звучит музыка Шнитке «Признание в любви»


_________________________

Элегия Форе — изначально задумывалась как медленная часть трехчастной сонаты, но так и осталась одночастной маленькой миниатюрой. Форе очень любил виолончель и это произведение яркое тому подтверждение.

Эллегия — это зрелая, мудрая философия жизни. И это произведение попало в список не сколько из-за своей истории, а потому что меня впечатлило исполнение.
Чтобы точно эмоционально передать всю мощь и глубину этого произведения должен играть опытный музыкант со стажем. Который знает толк в жизни и может передать философию жизненных эмоций.
Mischa Maisky как никто другой смог передать всю палитру эмоций.

По мнению Форе — это было одно из идеальных произведений, которые он сочинил. И правда, после дебюта, его музыка просто мгновенно стала популярной. В наши дни это произведение часто исполняют на концертах.

Элегия Форе

_____________________

Кармина Бурана сценическая кантата по мотивам средневековых стихотворений из одноименного сборника. Создана немецким композитором Карлом Орфом в 1935-1936 года.

Самая знаменитая часть называется Фортуна — повелительница мира.
Предлагаю ознакомиться с переводом текста с латинского языка на котором исполняется произведение, придавая ему дополнительную мистичность и загадочность и тогда становится понятен смысл произведения.

О, Фортуна,

Словно луна ты изменчива,

Всегда создавая или уничтожая,

Ты нарушаешь движение жизни,

То угнетаешь, то возносишь,

И разум не в силах постичь тебя;

Что бедность, что власть —

Все зыбко подобно льду…

Полная версия текста здесь: https://classic.chubrik.ru/Orff/Carmina_text.html#1

Видео пример Кармина Бурана
______________________________

Мы заканчиваем марафон весьма грустной музыкой.
Но обратите внимание, что мы начинали с более простой и доступной для понимания музыки, а теперь Вы слушаете серьезную и сложную музыку и, надеюсь, что Вы ее понимаете и как минимум она Вам доставляет удовольствие.

Если вспомнить мой первый комментарий в группе марафона, я написала, что 

цель на марафон: показать участникам 

  • как можно понимать музыкальные классические произведения; 
  • где можно их слушать и применять, 
  • а также показать путь к наслаждению музыкой.

Надеюсь, что все эти пункты соблюдены и надеюсь, что мне удалось показать Вам разнообразие классической музыки.

Мне запомнился один вопрос подписчицы на фэйсбуке еще примерно год назад. Она спросила: — “Как переубедить взрослого сына, в том, что классическая музыка полезная и интересная. Он утверждает, что музыка скучная и однообразная”.

И я тогда ответила, что наверное, в таком случае, когда человек абсолютно убежден в своей правоте, то ответ “никак”. Потому что человек не готов впустить в себя музыку, не готов открыть душу, показать свои истинные эмоции. Этот человек живет в мире ограниченных эмоциональных возможностей.
Именно этот вопрос вынудил меня задуматься чем же отличается классическая музыка от других музыкальных направлений. Почему она до сих пор исполняется, а не также, как шедевры Аббы, музыка которых на пластинках и дисках пылятся на полках и это еще не самый плохой пример, так как большинство звезд также, как появляются, так же и исчезают со сцены бесследно через несколько лет. А классические произведения спустя 300 лет все равно являются актуальными и исполняемыми.

Ответ прост — классическая музыка пропитана эмоциями. И мы сегодня видели абсолютно разные облики одной лишь грусти в музыки.
Но грусть выражается по-разному. Где-то грусть от несчастной любви. Знакомое всем чувство, неправда ли? Практически у всех была юношеская влюбленность, как у Шопена,
Возможно также как у Бетховена была несчастная любовь, которая описана в “Лунной сонате”.


Наверняка у каждого были такие вопросительные восклики: — Ну за что? Зачем? Почему я?  Когда казалось, что все рушится и фортуна отвернулась?


У кого не было первого признания в любви? Этот потрясающий полет эмоций… прекрасные и немного грустные воспоминания, не правда ли?

Кто не делал из нас грубые ошибки от которых было разочарование и хладела в жилах кровь?

Список Шиндлера — это история, которую нам никак нельзя забывать. Вне зависимости от того кто по какую сторону баррикад и кто какой конфессии и национальности. Музыка не имеет национальности, она вне политики, но она несет историю. И музыке часто можно даже больше верить, чем самим историческим фактам из учебников. Потому что музыка — это передача эмоционального состояния. А эмоции невозможно сфальсифицировать, как исторические факты и даты.

__________________

Самое главное, что надо осознать, чтобы начать понимать музыку — надо слушать свое внутреннее “я”. Каждый из нас может понимать музыку, но только надо ее понимать не головой, а душой и тогда все становится на свои места. Не стоит сдерживать эмоции.
Если музыка вызывает у Вас желание танцевать -танцуйте, появилось желание рисовать — рисуйте. Хочется поплакать — плачьте. Хочется улыбаться или смеяться, значит смейтесь. И так далее. Выражайте свои эмоции и не сдерживайте их и для Вас откроется новый мир музыки.

На этой нотке я заканчиваю марафон. И надеюсь, что Вам были полезны и понравились уроки. Если у Вас еще остались вопросы, задавайте их.
И надеюсь, что мы встретимся с Вами на других моих курсах в ближайшее время.

До новых встреч. Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

.

.