fbpx

 

Ссылки к прослушиванию:

  1. Две арабески для фортепиано
  2. В переложении для флейты и арфы.
  3. “Девушка с волосами цвета льна”

__________________________________

Текстовая версия урока

Урок 3. Медитативная, расслабляющая музыка. 

Сегодня пойдет речь о медитативной, расслабляющей музыке.

Приходим с работы, уставшие, голодные, немного злые и тут надо сразу погружаться в домашние дела и конечно, это раздражает. Предлагаю перед тем, как начинать выполнять домашнюю работу сначала снять стресс рабочего дня. Переключить голову на уютную домашнюю атмосферу. И в этом поможет музыка.

Буквально стоит пару минут послушать музыку Дебюсси и успокаивается сознание, отключаются мысли о работе и можно наслаждаться свободным вечером и заниматься своими делами.

В этом уроке будет предложена только музыка Дебюсси. Но конечно же есть и другие композиторы, которые сочиняли спокойную музыку и которую можно использовать в качестве медитации, но о других композиторах мы поговорим в другом уроке. А сегодня погружаемся в творчество французского импрессиониста.

__________________________

Итак,
Биография:

158 лет назад, а именно в 1862 году в пригороде Парижа в семье мелкого торговца родился Ашиль-Клод Дебюсси́. Eго родители любили музыку, но были далеки от профессионального искусства. 

Свои первые уроки игры на фортепиано Клод Дебюсси получил в возрасте 8 лет.

В 10 лет поступил в Парижскую консерваторию.
Там он обучался игре на фортепиано, органе и теории музыки.
Игру на органе ему преподавал известный композитор Сезар Франк.

Дебюсси привлекали уроки по сольфеджио, которые приносили ему ежегодные премии. Именно на уроках теории музыки и аккомпанемента впервые и проявился его интерес к настоящей гармонии и композиции.

Как пианист его игра отличалась эмоциональностью, тонкой нюансировкой и колоритным звучанием. Но в консерватории ценилась виртуозность и поэтому он не отмечался премиями как пианист. Лишь один раз во время учебы он получил вторую премию за исполнение сонаты Шумана. 

Уже во время учебы у него проявилось свое представление о том как должна звучать музыка, что явно не одобрялось профессурой.

В консерватории в классе гармонии и аккомпанемента у него возник конфликт с преподавателем Эмилем Дюраном. И спустя годы Дебюсси с критикой писал об обучении в консерватории:

«Гармония в таком виде, как её преподают в консерватории, представляет собой напыщенно-смешной способ сортировки звуков» 

Надо отметить, что во все времена была проблема. музыкальное образование пытались уложить в какие-то рамки и стандарты и всем навязывали одно и то же. И чаще всего те композиторы, которые шли против системы и становились известными. 

Взрывной характер, необдуманные поступки и эмоциональное принятие решений неоднократно встречались в жизни Дебюсси. Но самое главное, что именно за этим проявлением бунтарства стояла борьба за свою идеологию, которую он в итоге смог выразить в музыке и по праву занять место всемирно известного композитора. 

В жизни Дебюсси было 4 женщины, которые сыграли важную роль в его жизни. 

Одни способствовали развитию его музыкального талантастали, другие стали вдохновительницами, а одна привела к тому, что от Дебюсси отвернулись его друзья…

Ну а теперь давайте все по-порядку…

Когда Дебюсси было 18 лет он получил приглашение от русской меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк сопровождать семью в путешествии по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки.

В дальнейшем Дебюсси проживал в усадьбе семьи фон Мекк в Подмосковье в имении Плещеево. Проживая в России он познакомился с новой русской музыкой. Что безусловно повлияло на формирование его музыкального стиля. 

Его пленила красочность тембров и картинность музыки Н. Римского-Корсакова, свежесть гармоний у А. Бородина. Самым любимым композитором называл М. Мусоргского и искренне восхищался Петром Ильичом Чайковским.

Фон Мекк была большой поклонницей и меценатом Чайковского, хотя они никогда с ним не встречались лично, только по регулярной переписке. И в переписке с Чайковским она упоминала о “милом французе”, который восторгается его творчеством.

Дебюсси потерял прибыльную и престижную работу в семействе меценатов только потому что влюбился в одну из многочисленных дочерей Надежды Филаретовны фон Мекк и быстро был отправлен на Родину в Париж.

В Париже Дебюсси устроился аккомпаниатором в вокальную студию, где познакомился с певицей-любительницей мадам Ванье, с которой у него возник роман. Вторая женщина, которая сыграла важную роль в судьбе композитора. Она стала его вдохновительницей.

Она ввела Дебюсси в круг богемной жизни Парижа. И посвятив несколько вокальных пьес Ванье о Дебюсси начали говорить в Париже.

После окончания консерватории Дебюсси участвует в конкурсах на получение Большой Римской премии. В 1883 г, когда композитору исполнилось 21 год. он получил Вторую Римскую премию, а год спустя выиграл заветную Большую Римскую премию.

Римская Премия — это награда в области искусства, существовавшая во Франции с 1663 по 1968 годы. Обладатель Большой премии мог жить в течение нескольких лет в Риме за счет организатора и мецената конкурса..

Дебюсси в кругу друзей с насмешкой называл эту премию — «этот своеобразный аттестат происхождения, просвещения и подлинности первой степени»

Дебюсси отправляется в Рим жить и работать вместе с остальными лауреатами в других областях искусства на Вилле Медичи. Итальянская музыка не воодушевила композитора.
И в это время Дебюсси концентрируется на поиске собственного стиля. Для отчета он отправляет свои симфонические произведения в Парижскую Академию музыки, где сталкивается с критикой зануд — консерваторов. 

Позже Академия откажет в исполнении его произведения на концерте, что приведет к скандалу и окончательному разрыву Дебюсси с Академией. 

Вернувшись раньше срока в Париж, Дебюсси сближается с кружком поэтов-символистов во главе с С. Малларме. Дебюсси вплотную занимается поиском связей между жизнью души и миром природы в музыке — это и стало его главной концепцией, которая и сделала его музыку популярной.

Как говорил сам Дебюсси:

“Я пытаюсь найти новые реальности… дураки называют это импрессионизмом”

Ему удалось найти свой яркий и неповторимый стиль. Его музыка обрела свободу. Звуки начали жить, как-будто своей собственной жизнью, они перестали подчиняться строгой форме и традиционным правилам гармонии.
______________

Если в профессиональном мире поиск новаторских идей стоили Дебюсси многих нервов и скандальных ситуаций, то в личной жизни происходил самый настоящий любовный детектив. 

В возрасте 37 лет Дебюсси женится на Розали Тексье, работавшей манекенщицей в модном доме в Париже. Спустя 4 года у Дебюсси завязался роман с Эммой Бардак, сыну которой он преподавал уроки музыки в имении ее мужа.
В июле 1904 года Эмма и Клод Дебюсси вместе покидают Париж, оставляя своих супругов. Отправляются в длительное путешествие по Северной Франции и Англии, которое затянулось на полгода.

Эмма стала своего рода вдохновительницей для Дебюсси, она умела превосходно рисовать, была музыкально одаренной и любила петь, что нашло отклик в тонкой и чуткой натуре Дебюсси. Это та самая третья женщина, которая сыграла важную роль в жизни композитора.

Ну а четвертая — это официальная жена Дебюсси. 

Она пыталась прилюдно на площади покончить жизнь самоубийством, но прохожие не дали ей застрелиться и отправили в больницу.
После этого случая поползли слухи и многие друзья приняли позицию жены, осуждали поступок Дебюсси и прекратили с ним общение.

Год спустя Клод и Эмма официально развелись со своими супругами и после этого их счастью больше никто и ничего не препятствовало. У них родилась дочь, которую назвали Клод — Эмма Дебюсси. Это была еще одна любовь композитора, которой он посвятил несколько детских произведений.

Семейство жило на широкую ногу и в какой-то момент Дебюсси был вынужден соглашаться на гастроли в качестве дирижера своих произведений и гастролировать с концертами во Франции, Англии и России.

К концу жизни ему пришлось бороться со смертельным заболевание — раком, но композитор продолжал сочинять музыку до последнего.
25 марта 1918 года в возрасте 56 лет Клод Дебюсси умер в объятиях любящей жены Эммы.

_________________________

Предлагаю послушать две Арабески Дебюсси. Очень яркая, колоритная, орнаментальная музыка, но в то же время она легкая и воздушная. С такой музыкой все мысли повседневного дня улетучатся… 

Само понятие Арабеска — это жанр инструментальной пьесы.
Образовалось от термина, который применялся в архитектуре и живописи и обозначал сложные узоры в арабском стиле. 

В музыке первым применил название Арабеска Роберт Шуман.
И с тех пор многие композиторы применяли это название относительно маленьких миниатюрных пьес изящного характера с орнаментальным или даже “кружевным” мелодическим рисунком.

В оригинале Арабески Дебюсси были написаны для фортепиано. Я предлагаю Вам послушать две версии.

  1. Две арабески для фортепиано
  2. В переложении для флейты и арфы.

Возможно, что кому-то из Вас больше понравится версия в аранжировке. Это уже обработка не Дебюсси, но на мой взгляд очень интересно и профессионально сделана, поэтому вполне имеет место быть.
И тем более если мы говорим о произведении, которое должно иметь медитативный характер, то в исполнении арфы и флейты музыка звучит еще мягче и прозрачнее…


И еще одно произведение, которое сегодня дополнит историю жизни композитора называется 

“Девушка с волосами цвета льна”

— это то самое произведение, которое лишило Дебюсси работы.

Это произведение Клод Дебюсси посвятил одной из дочерей фон Мекк.

Задание: 

  • Послушайте произведения и попробуйте погрузиться в атмосферу Парижа, 
  • Представьте что за личность стоит за этой прекрасной музыкой.
  • Отследите получается ли погрузиться в музыку и избавиться от лишних мыслей.

    Альтернативный список будет в следующем уроке. И там будет понятно почему я разделила уроки именно так. 

На этом все. Приятного прослушивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

.

.