Для меня преподавание — это не просто передача знаний, это обмен жизненной энергией и информацией между поколениями. Не только ученики учатся у меня, но и я многому учусь у них.
Есть ученики значительно старше меня по возрасту, с богатым жизненным опытом, которым они охотно делятся. У детей же я учусь легкости и непринужденности мышления, о которых взрослые со временем совсем забывают. С клиентами моего возраста чаще всего завязываются дружеские отношения, студенты напоминают мне о стремлениях учиться и развиваться, подталкивают к саморазвитию. Некоторые ученики настолько умные, что ненароком рука сама тянется к учебнику, чтобы лишний раз подготовиться к уроку и не упасть в грязь лицом перед гением.
За каждого ученика, который доверился моим знаниям и пришел обучаться, я несу ответственность и стараюсь оправдать ожидания и надежды.
И здесь речь идет не только о развитии музыкальных способностей и передаче навыков игры на инструменте (как конечном результате этого процесса), тут также присутствует момент поддержки в процессе работы. Учитель — это и заботливый родитель, который даст совет, поддержит в трудную минуту, и верный друг, с которым можно поделиться переживаниями, который выслушает и поймет, это и наставник, который поможет решить проблемы ученика.
Но самая важная задача педагога — это не навредить. Да, именно не развить, а не навредить!
К сожалению, я часто встречала горе-педагогов, которые сравнивают педагогический процесс с работой в офисе. Пришел, сделал умный вид, сказал что-то обидное в адрес ученика в надежде, что тот сделает соответствующие выводы и научится сам, посмотрел на часы — урок окончен, деньги в кармане. И такие педагоги часто жалуются на бездарных учеников и на судьбу, которая вынудила их, таких гениальных, не играть на большой сцене, а работать с этими кретинами. Но кто же виноват, что они не стоят на большой сцене и работают с бездарями?
И чаще всего выясняется, что не ученики кретины, а сам педагог.
Одна педагогиня недавно жаловалась на семилетнюю девочку, которую я знала как способную ученицу с хорошими музыкальными данными.
Учительница возмущалась:
— Ребенок ничего не может, даже держать смычок нормально не в состоянии! А мама хотела, чтобы ребенок играл песенки к Новому году. Мы пол года только постановкой рук занимались, и я не посчитала нужным переходить к новой песенке, так как девочка так и не научилась элементарно держать смычок!
Я когда это услышала у меня возникли вопросы:
— А ты показывать и объяснять ребенку не пробовала? Или ребенок должен был сам догадаться? Или, еще лучше, со смычком в руках родиться?
Ребенок попал ко мне в феврале. Мы восстановили постановку после горе-учителя, и девочка непринужденно выучила 5-6 песенок. И это всего за два месяца. Ребенок мотивированно занимается каждый день, мама безумно благодарна. Конечно, проблемы постановки еще остались, но в целом — процесс идет. А все предыдущие полгода ребенок мусолил одну и ту же песенку, и, когда девочка попала ко мне, она действительно не могла нормально держать смычок!
В чем заключалась работа педагога? За что родители ученицы платили свои деньги?
Ребенок пришел ко мне на первый урок зажатый, внутренне и внешне, хотя я знала ученицу до этого как открытого, светлого, общительного ребенка. Исходя из происхождения зажатостей, ребенок явно ждал от меня только критики и поэтому с самого начала зажимался внутри.
Это к тому, что у горе-педагога нет зоны ответственности и пункта „не навредить“. Она активно несет вред и называет это пользой. А вместо того, чтобы признать себя горе-педагогом, называет учеников бездарными и кретинами.
Следующая история.
Недавно по просьбе руководства школы я замещала одного педагога. С девочкой-ученицей на урок пришла мама. Попросилась остаться на уроке, чтобы послушать и посмотреть мою работу. Я с удовольствием согласилась.
Прежде, чем девочка начала играть, мама сказала, что у ребенка сильные боли в спине во время игры.
Девочка взяла инструмент, сыграла буквально первые 10 нот, и мне все стало понятно.
Представьте такую картину:
Девочка в свои 14 лет примерно 1.65м ростом. Длинная, худощавого телосложения, с длинной шеей.
Играет на инструменте с приспособлениями, которые использовались в первой половине 20 века. Приспособления вынуждают ее наклонять голову вперед и класть подбородок на скрипку так, что это противоречит природе ее телосложения.
Для того, чтобы было понятно, попробуйте вытянуть шею вперед и постоять или походить так минут пять. Мышцы шеи и спины зажмутся и начнут давать болевой эффект. А если поиграть так по часу каждый день, то сильная острая боль разовьется уже через месяц.
Я еще понимаю, что это в 17-18 веке не существовало никаких приспособлений и инструмент не был адаптирован для удобной игры, но в 21 веке уже есть сотни примочек, облегчающих процесс игры. Педагогам просто грех, о них ничего не знать и тем более не применять в своей педагогической деятельности.
Маме я объяснила, что ее проблема решается всего лишь инвестицией размером максимум в 50 евро, благодаря чему ее дочь больше не будет испытывать болевых ощущений. Мы попробовали более современные приспособления из тех, что были у меня с собой. И это еще далеко не самые подходящие для ребенка. Девочка, счастливая, заявила, что ей действительно так значительно удобнее. Мама благодарно назвала урок полезным и гениальным.
Да нет там ничего гениального — это очевидные вещи, которые должен знать и уметь применять на практике каждый педагог!
Мне так хотелось сказать этой маме:
— Вы платите такие деньжищи преподавателю за то, чтобы он испортил Вашему ребенку осанку? Так это он Вам должен платить за боль Вашей дочери!
Честно говоря, я бы на таких педагогов подавала в суд за их некомпетентность. Жалко, что такой статьи в законодательстве нет…
И таких историй — пруд пруди! Многие педагоги не знают основных принципов физиологии человека. А ведь все очень просто, стоит ответить лишь на два простых вопроса:
— Почему сложилось исторически, что инструмент держат именно так?
— На какие движения в нашей повседневной жизни похожи движения при игре на том или ином инструменте?
Борюсь я с горе-педагогами, а вернее, с последствиями их работы. И это зачастую намного сложнее, чем научить человека с нуля.
Для меня зона ответственности (как минимум в плане здоровья) стоит на первом месте. Ученики вырастут и еще неизвестно, будут ли они когда-то играть на скрипке или нет, но если у них помимо воспоминаний останутся болевые ощущения на всю жизнь, то это в мою карму запишется:) Я честно не хочу, чтобы через 10-20 лет меня какой-нибудь ученик вспоминал „добрым“ словом из-за болей в спине и шее в повседневной жизни.
⠀⠀
Вывод⠀⠀
Если Вы замечаете сильные напряжения в теле во время пения или игры на инструменте у Вас или Вашего ребенка (и тем более если присутствуют болевые ощущения!), то незамедлительно говорите об этом педагогу. Если учитель не знает причину, значит, идите консультироваться у другого педагога. Не полагайтесь всецело на компетентность учителя. Доверяйте, но лишний раз перестраховывайтесь и проверяйте всё, ведь на кону стоит Ваше здоровье или здоровье Вашего ребенка⠀
Занятия музыкой в первую очередь должно способствовать здоровому образу жизни и нести благо, а не вред. И байки о том, что все скрипачи сутулые и с вечным “засосом“ на шее — это только байки из прошлого. Это было нормально века так, скажем, до 19, а сейчас, в 21 веке, это явный показатель некомпетентности педагога.
Надеюсь, пост был полезным:)
Если есть вопросы, с удовольствием отвечу на них в комментариях.