fbpx

Оркестровая жизнь. Часть 2

…Коллеги, начиная с последнего пульта, играли уверенно и правильно — именно так, как хотел дирижер. Это придавало мне еще большей уверенности, что я легко справлюсь с этим маленьким испытанием.

Отыграл третий пульт, и очередь играть выбранный дирижером отрывок дошел до нас. Мы с коллегой переглянулись, вздохнули и подняли инструменты.

И в этот момент дирижер сказал: «Ну уж в первых двух пультах я как-то и не сомневаюсь, так что давайте дальше продолжим репетицию».⠀

Знаете, для меня это было конкретным обломом. Когда морально настраиваешься преодолеть препятствие, адреналин зашкаливает, а тут раз — и забрали возможность себя проявить.

Ощущение той нервозности в сочетании с таким обломом осталось у меня в памяти до сих пор. Зачем так издеваться над людьми? не понимаю…⠀

И вообще я очень сильно удивлялась как люди работали с ним годами. Ведь нервишки он портил всем прямо-таки знатно.

Люди мазохисты что ли?⠀

После репетиции вместо запланированной экскурсии по окрестностям, мы все дружно поехали в гостиницу отсыпаться, а вечером предстоял концерт.⠀

Концерт в Дубровнике прошел на ура. Все остались в полном восторге, даже дирижер был на удивление доволен.⠀

Нам дали два выходных, мы успели откиснуть на побережье, а еще для нас провели экскурсию по старой части города Дубровника.

После того, как проект с Хорватией был закончен, нам предстоял перелет в Германию. Следующие концерты были запланированы в Берлине и его окрестностях.⠀

Так как поездка была в разгар курортного сезона, то прямых рейсов на всех артистов оркестра не досталось. Организаторы ничего не придумали лучше, чем из Дубровника лететь в Словакию, в Братиславу, а оттуда уже оркестрантам с инструментами надо было пилить на автобусе через всю Чехию- на Берлин. Это, на минуточку, около 700 км.⠀

В общем, летели мы всего-то час, а вот на автобусе добирались очень долго.

В автобусе разгорелась активная дискуссия о том, как дирижер обращается с оркестром,  как можно было сделать репетицию и не прийти и как можно было сэкономить денег на перелете оркестра и отправить музыкантов на автобусе в такой дальний путь.

Но конструктивных действий никто не предлагал. Все высказывались, а на следующий день всё забыли.⠀

Я же думала об этом несколько дней. И пришла к выводу, что никакие заработанные деньги не вернут мне мои нервные клетки. По приезду в Берлин я сразу пошла к организаторам и уволилась. Они уговаривали меня остаться, но я твердо решила, что не хочу больше испытывать такое нездоровое напряжение.

В Берлине дирижер устроил аналогичное прослушивание, только не среди скрипачей, а среди виолончелистов и сделал предупреждение двум музыкантам. Я смотрела на это совершенно другими глазами. Я больше не была частью этого оркестра. В одночасье я вырвалась из-под гнета, став свободной и независимой. Я знала, что по контракту мне осталось отыграть всего лишь пять концертов. И если бы он решил меня выгнать раньше, то я была морально к этому готова. Я ощущала эту свободу и искренне сочувствовала своим коллегам, которые продолжали быть связанными невидимыми нитями с этим гениальным монстром.⠀

Благодаря последнему турне я побывала в Берлине. У нас было достаточно много свободного времени, чтобы погулять по городу. И теперь этот город ассоциируется с началом конца моей оркестровой карьеры. После этого турне я осталась уверена, что не хочу быть „пушечным мясом“ и как собачка заглядывать в глазки дирижеру, дабы ему угодить. Я прекрасно понимала, что не все дирижеры монстры, но у меня больше не было даже желания искать среди них хороших. Я твердо решила, что никогда в жизни больше не буду играть прослушиваний на постоянное место в оркестре.  И действительно до сих пор никогда этого не делала. Во многих оркестрах на контрактной основе я работала по приглашению, но прослушивания там уже не подразумевались.

Наверное, все дело в страхе, который проник в меня во время той репетиции. Но если посмотреть с другой стороны, то я смогла вовремя распознать, что мой талант куда уж больше пригодится в другой сфере деятельности. Именно в преподавании я смогла раскрыться на все сто (ну или почти на все сто, ведь еще есть куда стремиться и развиваться). Тут нет никаких дирижеров и руководителей. Тут я сама себе хозяйка, и если кто-то чем-то недоволен, то никто никого не держит.⠀

В оркестре музыкант подобен муравью, который пашет на благо муравейника. В преподавательской деятельности музыкант – это проводник опыта, который работает в первую очередь на себя и на результаты ученика.⠀

Я играла в разных оркестрах, но не по прослушиванию, а по личному приглашению. Таких харизматичных монстров среди дирижеров я больше не встречала.⠀

Оркестр Юстуса Франца существует до сих пор. Коллеги рассказывали мне, что пару лет назад у дирижера был сердечный приступ. Пришлось отменить несколько десятков концертов, но вроде бы врачи его быстро поставили на ноги и он продолжает свою активную концертную деятельность.

Вместо сочувствия и поддержки коллеги придумали шутку: «У бессердечного монстра врачи обнаружили сердце».

Да, он известный дирижер и большой талантище, признанный музыкант в мировой культуре, но я думаю, что своим характером и не совсем адекватным поведением он поломал немало судеб молодым музыкантам.⠀

При этом я искренне благодарна Юстусу Францу за то, что он встретился на моем пути.

Мало того, что благодаря этой работе я смогла значительно улучшить свою финансовую ситуацию и осталась продолжать свое обучение в Германии, также я набралась колоссального оркестрового опыта и, конечно, обзавелась новыми друзьями. А еще я смогла найти то, что приносит мне сейчас намного больше удовольствия, чем просто сидение в „муравейнике“. Именно после этого случая я полюбила свободу и теперь все время стремлюсь к тому, чтобы себя в ней не ограничивать.

Спустя два года после последних гастролей с оркестром Юстуса Франца я закончила учебу и совместно с моей подругой-пианисткой мы организовали дуэт, который существует до сих пор. В нашем маленьком коллективе царят равноправие и демократия. А на уроках у меня, скорее,  демократия с элементами диктатуры. И вот за диктаторские навыки я тоже благодарна дирижеру.

А как Вам личность этого дирижера?

Быть может, у Вас тоже такие начальники?

Поделитесь этим постом

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в vk
VK
Поделиться в pinterest
Pinterest